Университет XXI века: научное измерение 2013г

190 кой в стране в период реформ, так и с активным влиянием Запада [5]. Правительство КНР принимало меры и к усилению идейно-нравственного воспитания молодежи, и к сохранению суверенитета в сфере науки и обра- зования. Партийно-правительственные документы КНР периода реформ осуждали перекос в сторону овладения знаниями в ущерб воспитательной работе. Формирование профессиональной этики предлагалось сделать обя- зательным предметом в профессиональных учебных заведениях. Закрепление экономических успехов и дальнейший рост благосостоя- ния населения в конце 90-х годов открыл перед Китаем новые горизонты – создать в стране в ближайшие два десятилетия общество «средней зажи- точности» (сяокан). Эта перспектива, обозначенная XVI съездом КПК, вы- ходила за рамки экономических достижений. Она подразумевала и повы- шение уровня политической культуры и образования. Представляется, что идеал сяокан свидетельствует о более широком подходе китайского руко- водства к трактовке термина «модернизация», о наметившемся подходе от чисто технократической модели к новой культурологической парадигме образования. Это подтверждается решениями съезда о «продолжении но- ваторства в сфере образования, как форме, так и по содержанию» [7]. Интерес к исследованию проблемы профессионального самоопреде- ления молодежи возник еще в 60-е гг. Однако, управление процессом про- фессионального самоопределения осуществлялось в рамках жесткого государственного регулирования распределением трудовых ресурсов. Са- мостоятельность и активность личности по формированию своего жизнен- ного и профессионального пути либо отходила на второй план, либо пол- ностью игнорировалась. В связи с этим сегодня возникает потребность всестороннего изучения профессионального самоопределения с тем, чтобы показать сложность взаимодействия социальных и личностных факторов в данном процессе. Соответственно изучение мотивации профессиональ- ного самоопределения студенческой молодежи актуально как с практиче- ской стороны, так и со стороны научно-исследовательского интереса. Профессиональное самоопределение как одно из частных форм само- определений личности исследовалось, в основном, с психологической и социально-психологической точек зрения (Е. И. Головаха, Е. И. Климов, Л. М. Митина, П. А. Шавир). В социологии обращение к категории про- фессионального самоопределения молодежи находим в работах Д. Л. Кон- стантиновского, М. Х. Титмы, Ф. Р. Филиппова, В. Н. Шубкина. Тем не менее исследования профессионального самоопределения как длительного процесса профессионального развития личности во взаимодействии объ- ективных (влияние социального престижа, рынка труда) и субъективных (мотивация) факторов и в связи с самореализацией в профессиональной сфере практически не проводилось. Понимание социально-профессионального становления молодежи не только как выбора профессии на определенном этапе развития субъекта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=