Университет XXI века: научное измерение 2013г

189 в виду комплексное планирование и функционирование внутри каждого региона всех трех систем: школьного образования, обучения на предпри- ятиях и общественной системой воспитания [10]. На Всекитайском совещании по работе в области образования в июне 1994 года заместитель председателя Госсовета КНР Лиланьцин потребовал «сделать образование высокоэффективным» [3]. С принятием весной 1995 года Закона КНР об образовании впервые в истории страны законодательную форму получили положения, связан- ные со служением образования социалистической модернизации и его приоритетным развитием [2]. На XV съезде КНР был официально утвержден стратегический курс «Наука и образование приведут страну к процветанию» (кэцзяо синго) [8]. Углубление реформы образования было направлено на разрешение многочисленных обострившихся конфликтов в этой сфере: между спросом и предложением, между стремительно меняющимися запросами экономи- ческой, научно-технологической и политической структур качества и эф- фективности и экстенсивной формой развития. Государство, активно содействуя учебе и научной стажировке своих граждан за границей, одновременно поощряло их к возвращению на роди- ну» (через систему экономических гарантий поручителей лиц, выезжаю- щих на учебу за государственный счет), но вместе с тем предоставляло им право выбора – «вернуться на родину или нет» [8]. В 90-е годы сохраня- лась тенденция к увеличению числа выпускников средних школ и вузов КНР, продолжавших учебу за рубежом, – в среднем на 13 % ежегодно (этому способствовало упрощение процедуры выезда по специальному распоряжению Госсовета КНР от августа 1992 г. (за 20 лет, начиная с 1978 года, на учебу в 103 страны мира выехали около 300 тыс. китайских уче- ных и студентов, при этом треть из них – в 1993–1998 гг.) К 1998 году Ки- тай подписал межправительственные соглашения по различным формам обмена и сотрудничества в области образования со 118 странами. Среди отправившихся на учебу и стажировку были предстатели трех категорий: обучающиеся за государственный счет (16 %), за счет предприятий и орга- низаций (31,5 %) и за свой счет (52,5 %). Практические треть уехавших, пройдя обучение за рубежом, вернулись на работу в КНР (Среди вернув- шихся 83 % составляли представители лиц первой категории, более поло- вины – второй и только 3 % третьей [5]. Правительство давало себе отчет в негативных последствиях «утечки умов», с которой связывается, прежде всего, утечка капитала. По некоторым подсчетам, средства, затрачиваемые КНР на обучение своих граждан за рубежом, в первые годы XXI века пре- высили сотни миллиардов долларов. Эта тенденция наряду с расширением международных контактов уси- ливалась озабоченностью руководства Китая по поводу негативных явле- ний в умах молодежи, которые усиливались как с изменившейся обстанов-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=