Университет XXI века: научное измерение 2013г

188 но-экономического и культурного старта. Профессиональное самоопреде- ление китайских студентов определяется с одной стороны особенностями присущими китайской нации, а с другой стороны государственной полити- ков КНР в области образования. В основу китайских образовательных реформ легла принятая в мире стратегия модернизации, которая стимулирует распространение современ- ных образовательных систем, характеризующихся высоким процентом ох- вата обучением и переориентацией учебных программ на перспективные направления общественного развития. Предполагаемым результатом долж- но стать создание общества, состоящего из личностей, способных адаптиро- ваться к требованиям быстрых социальных перемен и запросам современ- ных общественных институтов [1]. Новый этап реформ был провозглашен XIV съездом КПК, который впервые определил форму хозяйствования в КНР как «социалистическую рыночную экономику». Первой комплексной стратегической программой модернизации сис- темы образования стала Программа реформы т развития образования, при- нятая в начале 1993 года. Разработанная на основе установок XIV съезда КПК, она отразила требования вступления в фазу высокоиндустриального информационного и более демократического общества с помощью вклю- чения рыночных механизмов. Программа 1993 года предусматривала дальнейшую реорганизацию все еще архаичной системы образования и механизмов ее функционирова- ния с тем, чтобы повысить ее способность к самообновлению и адаптации к быстро меняющимся условиям экономического и социального строи- тельства [4]. На основании десятилетнего опыта построения «социализма с китай- ской спецификой» были сформулированы особенности социалистической системы образования в КНР с учетом ее национального характера: страте- гическая позиция приоритетного развития; партийное руководство и со- циалистическая ориентация; сочетание образования с производительным трудом; принцип открытости системы; ориентация на повышение качества и эффективности; децентрализация управления и финансирования, участие общества и частных лиц в создании учебных заведений; сочетание единст- ва с многообразием [6]. В области высшего образования Программа 1993 года наметила пере- ход от элитарности к массовости. В то же время Программа продемонстрировала новый подход китай- ского руководства к образованию как к единой макросистеме. Это способ- ствовало преодолению разобщенности типов образования и помогало сни- мать конфликты и противоречия внутри образовательных механизмов, а также между системой образования и обществом. В кругах китайских теоретиков родилось понятие «образовательное пространство»: имелось

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=