Университет XXI века: научное измерение 2013г

186 действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновле- нию или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его ре- зультатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль. 9. Введение в профессиональную лексику новых понятий или переос- мысление прежнего профессионального словаря. При отработке термино- логии для ее внедрения в практику руководствуются принципами диалек- тической логики, теории отражения и др. 10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. При этом необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огром- ные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает не- восполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического нова- торства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инноваци- онную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновлен- ного старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копи- рование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его твор- ческой переработки и т. д. Несмотря на очевидную необходимость инноваций в педагогике, тем не менее существует ряд причин препятствующих их внедрению в образо- вательный процесс, что несомненно в определенной степени тормозит раз- витие педагогики. Для инновационных процессов существуют реальные барьеры. В. И. Андреев выделяет следующие из них: – консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования); – слепое следование традиции по типу: «У нас и так все хорошо»; – отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов; – неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения и др. По мнению И. П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов, улучшенные ре- зультаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использо- вания не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только пря- мым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=