Университет XXI века: научное измерение 2013г

185 – разработка концепций и стратегий развития образования и образова- тельных учреждений; – обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания; – совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом; – улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их ква- лификации; – проектирование новых моделей образовательного процесса; – обеспечение психологической, экологической безопасности уча- щихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения; – обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг обра- зовательного процесса и развития учащихся; – разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др. Педагогические инновации осуществляются по определенному алго- ритму. П. И. Пидкасистый выделяет десять этапов разработки и реализа- ции педагогических нововведений: 1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния пе- дагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нуж- но выявить потребность в нововведениях. 2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специаль- ного инструментария. Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что не- обходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное. 3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опере- жающий характер и могут быть использованы для моделирования ново- введений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогиче- ские конструкции. 4. Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем. 5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкрет- ными заданными свойствами, отличающимися от традиционных вариантов. 6. Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонализировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля. 7. Проработка практического осуществления известного закона пере- мены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точ- но рассчитать его практическую значимость и эффективность. 8. Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагоги- ке разработаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=