Университет XXI века: научное измерение 2013г
184 Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, орга- низацию совместной деятельности учителя и учащегося [2]. Инновационная деятельность – это процесс создания нового продукта, новой технологии или услуги на основе результатов научных исследова- ний с целью получения конкурентных преимуществ при реализации про- изводимой продукции, работ и услуг на рынках [1]. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и тех- нологиях является основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. Теория инновационных процессов достаточно хорошо разработана как отечественными, так и зарубежными исследователями. Этой теме посвящены публикации таких зарубежных авторов как П. Друкер, Дж. Мартино, Б. Санто, М. Портер, Б. Твисс, И. Шумпетер и другие. В оте- чественной научной литературе анализ инновационных процессов прово- дится в работах А. И. Анчишкина, В. Н. Архангельского, Л. С. Бляхмана, Г. А. Васильева, И. М. Волкова, С. Ю. Глазьева, А. А. Дагаева, В. И. Ду- женкова, Е. А. Олейникова и других авторов. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, органи- зационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации. Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собст- венных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития). Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагоги- ческих систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные иннова- ции, как правило, не выглядят надуманными, чисто «внешними» меро- приятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педаго- гической системы. Основными направлениями и объектами инновационных преобразо- ваний в педагогике являются:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=