Университет XXI века: научное измерение 2013г
183 Нельзя подготовить учителя-профессионала на основе только знаний о системе образования, методике его осуществления и освоении традици- онных, знакомых форм взаимодействия, видов деятельности. Педагогиче- ская деятельность учителя многообразна. Педагогическая реальность мно- гофакторна. Трудно предусмотреть все возможные варианты событий, ситуаций. В связи с этим понятно, что успех решения всех видов профес- сиональных задач во многом зависит от креативности будущего педагога, от его потенциальной готовности творить и его умения постигать суть про- блемы и решать ее нестандартным образом. Таким образом, высшее образование в педагогическом вузе должно ориентировать студентов на творческое отношение к своей будущей про- фессии, способствовать формированию креативности как специфической способности будущего специалиста, связанной с порождением новых идей, предполагающей повышенную, чувствительность к социальным и педаго- гическим проблемам. В этой ситуации переориентация всей системы обучения и воспитания «от человека образованного к человеку творческому» (В. С. Библер). Но традиционная система вузовской подготовки все еще находится в плену стереотипов. В ней не всегда есть место для творческого отноше- ния к профессии, для проявлений креативности как личностного и профес- сионально значимого качества. Чаще всего студент действует по заданно- му алгоритму. Творческая направленность, свойственная всем людям от рождения, по замечанию А. Маслоу, теряется большинством под воздейст- вием среды, социальных условий. К сожалению, именно такую среду мы нередко наблюдаем в вузе. В настоящее время в образовании существуют все предпосылки для смещения интереса в область технологизации образования, развития новых образовательных технологий, технического переоборудования в соответст- вии с социальными требованиями подготовки выпускников, исследований в образовании, т. е. для проведения технологической реструктуризации об- разовательного процесса, в том числе и в высшей школе. В современных условиях от образовательного учреждения требуется умение вырабатывать и реализовывать эффективную инновационную образовательную деятель- ность, опирающуюся на собственные возможности и внутренний потен- циал, как важнейшее условие реализации требований Федеральных госу- дарственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения и успешного функционирования в постоян- но изменяющейся окружающей конкурентной среде. Для современного этапа развития России в образовании характерны технологии, способные сформировать и развить необходимые компетенции и подготовить выпу- скника к конкретным видам деятельности. Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инно- вация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=