Университет XXI века: научное измерение 2013г

18 никогда не заглядывало солнце…» [2]. Но эта безмятежность – символ «сна разума» проживающих там людей, символ «тьмы», никогда не осве- щаемой светом знаний. Некоторые критики считают, что и лабиринты зам- ка с его многочисленными пустыми комнатами символизируют неисполь- зованные возможности человеческого мозга. Для выявления универсальных законов истории Твену необходимо было показать ее как легко обозримое единство. Реализуется это с помо- щью различных приемов. Твен вновь прибегает к фантастике. Его Сатана прокручивает перед потрясенными зрителями убыстренную ленту исто- рии, что и позволяет увидеть ее ведущие тенденции: «Там, где происходи- ли войны, повторялись вчерашние битвы с конца до начала; ранее убитых убивали вновь, раненые получали те же самые ранения и роптали. Кровь холодела в жилах при виде смертельных схваток рыцарей в стальных латах на поле боя при обратном ходе времени…» [2]. Поворачивая время вспять, он показывает бесконечно длинную процессию скелетов – покойников со всего света, из всех времен: «Перед нами прошли Фараон, Давид, Голиаф и еще несколько библейских персонажей, Адам и Ева, несколько цезарей, Клеопатра, Карл Великий, рыцарь Дагобер и короли, короли, короли – без счета; большинство из них правило в незапамятные тысячелетия до Адама. Некоторые прихватили с собой короны, а куски полуистлевшего бархата болтались у них меж костей – жалкое зрелище!» [2]. Решение проблемы времени у Твена довольно близко данным совре- менной физики. Время носит у него не ньютоновский – абсолютный, а эйнштейновский, относительный характер [1; с. 234]. Подобно ученым, Твен показывает несовпадение между реальными физическими явлениями и их непосредственным человеческим восприятием. Человек воспринимает только одну направленность времени, от прошлого к настоящему и буду- щему. Твеновский же Сатана объясняет, что ощущение движения време- ни – особенность лишь человеческого восприятия: «Видишь ли, для рода человеческого существует такое понятие, как время вы делите его на части и измеряете; у человека есть прошлое, настоящее и будущее – из одного понятия вы сделали три. Для твоего рода существует еще и расстояние, и, черт подери, его вы тоже измеряете! Впрочем, погоди, если б я только мог, если б я… нет, бесполезно, просвещение не для такого ума, – и доба- вил с отчаянием в голосе: – О, если б он обладал хоть каким-нибудь даром, глубиной, широтой мышления, либо, либо… но, сам понимаешь, человече- ский ум тугой и тесный, ведь не вольешь же бездонную звездную ширь вселенной в кувшин!» [2]. Задачу демонстрации универсальности законов истории Твен решает и путем стягивания в одну точку разных исторических эпох. Стягивание может достигаться на уровне сюжета, а также за счет фантастического пе- ресечения в одном временном плане материальных атрибутов разных эпох. В средневековье вторгаются фотоаппарат, диктофон, всевозможные на-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=