Университет XXI века: научное измерение 2013г

177 В законодательстве в конце XVIII в. не проводилось четкой грани ме- жду государственными и городскими налогами, сословными, общинными и губернскими. Многие аспекты налогообложения определялись в каждом конкретном городе по-своему: или по усмотрению властей, или по реше- нию обывателей. В начале XIX в. правительство стало предпринимать серьезные меры к упорядочиванию повинностей и налогов. В указе Александра I от 24 июля 1802 г. говорилось следующее: Государь узнал, что взимание с горожан де- нег на устроение дорог, почт и на исправление прочих городских и земских повинностей очень тягостно не только сроками сбора, но и нормативами и поэтому повелел упорядочить систему налогообложения [7, c. 202–204]. Работы по систематизации повинностей и налогов были поручены в 1805 г. особому комитету из сенаторов. Вместе с тем, было издано первое общее законоположение о земских повинностях. Под понятие земские повинности входили те денежные сборы, которые попадали на каждую губернию и внутри нее распадались на все сословия. Данное положение, таким образом, смешивало понятия земских и государст- венных налогов. Хотя законоположение не лишено было определенных не- достатков, в целом оно вносило ясность в управление налогообложением. Уже в 1816 г. была предпринята попытка уточнить законоположение относительно земских повинностей. Устанавливалось деление их на общие (содержание, почт, дорог, отопление и освещение воинских зданий) и ча- стные: повинности помещичьих имений (содержание канцелярий дворян- ских предводителей и домов депутатских собраний) и казенных крестьян (содержание сельского самоуправления, подвод для земских судов и за- пасных магазинов). Данное деление оказалось настолько жизненным, что просуществовало в дальнейших законоположениях до 1917 г. [6, c. 8–27]. В 1817 г. решено было собирать земские повинности с купцов в раз- мере 0,5 % с объявленного ими капитала. По указу от 14 ноября 1824 г. расходовать данный капитал разрешалось в равных долях, т.е. половину на государственную необходимость, половину – на городскую [8, c. 612–613]. В 1834 г. правительство пошло на некоторые уступки в пользу южно- украинских губерний для предотвращения их обременительности некото- рыми видами налогов (дорожным и почтовым) путем установления вспо- могательного земского сбора, из сумм которого шло финансирование на строительство дорог [4, c. 318–324]. Потребности в дополнительном финансировании органов городского гражданского управления были вызваны недостатком средств Государст- венного казначейства. С этой целью в 1835 г. был установлен в пользу зем- ских повинностей 9 копеечный сбор с податного населения. Расходование данного сбора было определено в пользу городской полиции, а в 1838 г. за счет данного сбора увеличили жалованье председателям гражданского и уголовного суда.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=