Университет XXI века: научное измерение 2013г

17 надежными. С этим связано появление антиутопического начала в его позднем творчестве, в первую очередь, в повести «Таинственный незна- комец» (1908/1969) [1; с. 224]. В антиутопии, как правило, оперирующей глобальными категориями, критически осмысляется общий исторический процесс, делаются попытки определения законов его развития; героем является личность, несущая в себе черты всего человечества [1; с. 228]. Суть творчества Твена последнего пе- риода как раз и составляют размышления о человеческой природе, о законах материального и нематериального миров, об истории человечества. Разрушение конкретно-исторических границ для осмысления истори- ческих закономерностей бытия стало ведущей тенденцией не только в жанре антиутопии, но в целом в литературе XX века. Характерные чер- ты антиутопии рельефно проступают в творческом методе Твена. Чтобы продемонстрировать универсальность выведенных законов, Твену необхо- димо было создать модель мира без исторической и географической опре- деленности. Для реализации этой задачи писатель прибегает к фанта- стике, благодаря которой сценой в произведениях последнего периода становятся бесконечность и вечность. Именно с помощью фантастики он не создает, а, напротив, разрушает утопический идеал [1; с. 224]. Однако на первый взгляд, кажется, что автор «Таинственного незна- комца» дает исчерпывающие данные о месте и времени действия: «Это случилось зимой 1490 года. Австрия, обособившись от всего мира, пребы- вала в сонном оцепенении. В Австрии еще длилось средневековье и грози- ло продлиться на века» [2]. По мнению Н. А. Шогенцуковой, можно пред- положить, что подобная точность необходима Твену для того, чтобы вступил в действие принцип от противного. Перенасыщенность текста ссылками на время, как ни странно, заставляет читателя понять, что оно-то как раз и не важно. Тем самым автор приближает читателя к осознанию главной творческой установки, основывающейся на абстрагировании и иносказании [1; с. 229]. Место действия тоже оказывается условным: в «Таинственном незна- комце» это маленький пятачок земли в сердце горной Австрии, становя- щийся точкой вне времени и пространства из-за предельной изолирован- ности от внешнего мира, которая неоднократно подчеркивается Твеном. Однако в организации пространства внутри этой «точки» Твен неукосни- тельно точен, создавая фон с четкой перспективой, легко представляемый зрительно: «Деревня стояла на берегу спокойной реки, чью зеркальную гладь расписали отражения облаков и тени, скользивших по воде барж, груженных камнем; позади лес поднимался уступами к подножию высокой отвесной горы; с вершины горы на деревню хмуро косился огромный за- мок Розенфельд, его башни и длинные крепостные стены обвивал вино- град. За рекой, милях в пяти от деревни, беспорядочно громоздились хол- мы, поросшие лесом, рассеченные узкими извилистыми ущельями, куда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=