Университет XXI века: научное измерение 2013г
164 А. В. Слобожанин АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГНОСТИКОВ Среди многочисленных доктрин поздней античности особое место за- нимает синкретическое явление – гностицизм, представляющий собой своеобразное переплетение древневосточной, иудейской, ортодоксально- христианской и конечно эллинистической традиций. Нашей основной целью является выделение основных антропологиче- ских идей избранных нами первоисточников. Важнейшей темой как Еван- гелия от Фомы [2], так и Евангелия от Филиппа [1] является тема внекос- мического положения человека. Рассмотрим Евангелие от Фомы. В 20 стихе указывается на вневре- менное происхождение пневматиков: «Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник», в двадцать девятом – человек мыслится как внешний источник света в космосе: «Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то – тьма». В сорок седьмом стихе («Иисус сказал: Будьте прохожими») выражено аксиологически индифферентное отношение к ми- ру кеномы. И, наконец, пятьдесят пятый стих прямо указывает на внекос- мическое происхождение человека: «Иисус сказал: Если вам говорят: От- куда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя. Он... в их образ. Если вам говорят: Кто вы? – скажите: Мы его дети, и мы избранные Отца живого…». Исходя из выше- приведенных цитат, можно заключить, что представление о человеке у автора Евангелия никак не может укладываться в языческую парадигму. Обратимся к Евангелию от Филиппа. Тридцатый стих указывает на возможность неприродного происхождения: «Все те, кто порождается в мире, порождаются благодаря природе, и некоторые – благодаря (Духу. Те, кто) порождается благодаря ему... к человеку, ибо (они питаются) от обещания (места) наверху». Потенциальная независимость человека от космических сил может проявляться независимо от его конкретного (пространственного, временного, социального и т. д.) положения, заветом этому служит его ценность для Отца. Вот что говорит Филипп в 48-м сти- хе: «Жемчужина, если она брошена в грязь, не станет более презираемой, и, если ее натрут бальзамом, она не станет более ценной. Но она всегда ценна для ее обладателя. Подобным образом сыновья Бога, где бы они ни были, они всегда имеют ценность для их Отца». Независимость от архон- тов и признание своего более высокого положения непременно требует ос- тавления как страха перед своими космическими оболочками, так и поло- жительного отношения к ним. (см. 62 стих: «Не бойся плоти и не люби ее"). Если ты боишься ее, она будет господствовать над тобой. Если ты по- любишь ее, она поглотит тебя, она подавит тебя».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=