Университет XXI века: научное измерение 2013г

144 Уместно вспомнить, что данные отечественных и зарубежных иссле- дователей свидетельствуют о том, что академическая успешность не всегда коррелирует с практической успешностью, в том числе и с профессио- нальной. В работах Б. М. Теплова утверждается, что практический интел- лект человека не ниже теоретического академического интеллекта, он ка- чественно иной. Он характеризуется способностью схватывать целостно ситуацию, вычленять в ней задачу, быстро анализировать воздействующие факторы, находить решения в условиях конкретной ситуации. Применительно к педагогической деятельности это блестяще под- твердили Г. С. Сухобская и Ю. Н. Кулюткин в монографии «Мышление учителя». Авторы определили педагогическое мышление как способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях, умение видеть в конкретном явлении его общую педагогическую суть. Они доказали, что мышление учителя проявляется в решении нестандартных задач, в конст- руировании новых методов педагогического воздействия, в проектирова- нии педагогических систем. В зависимости от сфер функционирования и типа решаемых задач различают теоретическое и практическое педагогическое мышление. Тео- ретическое педагогическое мышление направлено на открытие новых за- конов, принципов, правил обучения и воспитания. Практическое педагогическое мышление функционирует в процессе деятельности. Его основная задача – преобразование действительности. Основное направление модернизации педагогического образования в современном мире заключается в том, чтобы найти пути формирования у будущего учителя деятельностной позиции в процессе обучения, способ- ствующей становлению опыта целостного системного видения профессио- нальной деятельности, системного действия в ней, решения новых про- блем и задач. Е. В. Симонова ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX в.: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Города всегда выступали одним из важных факторов исторического развития. В городе человек создает вторую искусственную природу и пре- образует окружающую его среду. От динамики развития городов во мно- гом зависит историческое движение страны, государства. Этим определя- ется актуальность избранной темы. Термины «урбанизация» и «город» имеют различные толкования. Многообразие определений свидетельствует о сложности процесса урба- низации и его носителя – города. В исторической литературе преобладает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=