Университет XXI века: научное измерение 2013г
143 профессиональной компетентности учителя определяется динамикой фор- мирования его ценностно-смысловых образований в логике движения к ценностям, «закрепленным» в педагогической практике и в культуре в целом. Этот процесс отражается в личностно значимом способе профес- сиональной деятельности, который осуществляется на основе имеющихся компетенций. Концептуальные основы исследования формировались, исходя из его ценностного целевого назначения – определение изменений, которые мо- гут быть осуществлены в педагогическом профессиональном образовании с целью подготовки учителей к решению стратегических задач модерниза- ции общего образования. Концептуальные основы отражают: – представления об основных моделях профессиональной подготовки специалиста в современном мире; – понимание автором сущности понятий «профессиональная компе- тентность учителя», «компетентности», «компетенции»; – логику становления профессиональной компетентности и формиро- вания компетенций в процессе профессионального педагогического обра- зования и начального этапа педагогической деятельности; – научно-методическую разработку компетентностного подхода, при- менительно к профессиональному педагогическому образованию. Многочисленные исследования разных моделей профессионального труда так или иначе базируются на положении С. Л. Рубинштейна о двух способах жизни и могут быть объединены в две группы: – модель адаптивного поведения; – модель профессионального развития. Основная цель модели адаптивного поведения заключается в форми- ровании умений человека «вписаться» в окружающую действительность. В модели профессионального развития основной акцент переносится на становление умения «выйти» за пределы непрерывного потока повсе- дневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию. Если адаптационная модель формирования профессиональной компе- тентности ориентирована на сиюминутное реагирование на внешние изме- нения, то модель становления профессиональной компетентности – на прогнозирование и учет будущих изменений. Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация профессиональ- ной педагогической подготовки заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые и выступают как не- посредственные показатели становления профессиональной компетент- ности учителя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=