Университет XXI века: научное измерение 2013г

142 Рассматривая проблему, современные исследователи выделяют пять основных аспектов: – понятийный аспект, предполагающий уточнение понятий «компе- тенция», и его соотношение с близкими, по сути, и содержанию понятиями «компетентность», «квалификация» и т. д.; – методологический аспект, заключающийся в построении теоретико- методологической модели компетентностного подхода к педагогическому образованию; – психолого-педагогический аспект, основанный на разработке усло- вий повышения эффективности становления профессиональной компе- тентности учителя; – организационно-педагогический и методический аспекты, основан- ные на апробации условий повышения эффективности формирования кон- кретных компетенций; – результативный аспект, осуществляющийся в ходе проверки эффек- тивности реализации компетентностного подхода к подготовке учителя. Эти аспекты соответствуют пяти этапам совершенствования практи- ко-ориентированного образования, которые являются составной частью целостного педагогического процесса в высшей школе. Анализ сложившихся исследований позволил выявить ряд концепту- альных установок и проблем, затрудняющих принципиальную разработку рассматриваемой профессиональной компетентности – феномены компетентности учителя изучаются путем их дробления по внешним проявлениям в деятельности, не связанной единым внутри- личностным механизмом профессионального развития; – аппликативность представления о содержании профессиональной компетентности учителя, т. е. прямое перенесение конфигурации и состава внешних условий и процессов, в которые включена деятельность учителя, в сферу его внутриличностных образований; – механистичность понимания действия профессиональной компе- тентности, при этом оттеняется план самоопределения учителя о своей ак- тивности и уникальности в профессии; – отождествление механизмов развития профессиональной компе- тентности учителя с его результатами; – функциональная редукция профессиональной компетентности учи- теля, т. е. сведение его действий к отражающе-регулирующим процессам без учета его собственной активно-преобразующей роли в педагогической деятельности и профессиональном становлении. В контексте личностно-аксиологического подхода к профессиональ- но-педагогической деятельности мы рассматриваем профессиональную компетентность учителя как своеобразное «ядро» его личности, осуществ- ляющее взаимосвязь и согласованность ведущих структурных образований личности (мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов). Развитие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=