Университет XXI века: научное измерение 2013г

122 адаптацию в школе, снижает уровень контроля за их педагогической дея- тельностью. Однако сравнительно легко реализуя частные методические рекомендации, они не усваивают общих основ педагогической деятельно- сти. В общении с коллегами они стремятся узнать об их методических приемах и педагогических находках, но взамен не способны предложить свои, что ведет к снижению уровня коммуникабельности и общественной активности таких учителей при длительной работе в данном педагогиче- ском коллективе. Свои отношения с учащимися такие учителя строят в пределах рекомендуемого нормативными документами, не допускают педагогического риска. Энтузиазм и творческое горение в работе с учащи- мися не свойственны им. Дети устают от их трафаретных действий и сна- чала замыкаются в себе при общении с ними, а затем начинают их избегать или вступают с ними в конфликты. Отсутствие самокритичности и критического отношения к чужому опыту, механическое перенесение его в свою учебно-воспитательную ра- боту со школьниками не дают таким учителям возможности отойти от ре- продуктивного профессионализма, сложить свой стиль педагогического труда. Раннее выявление молодых специалистов этой группы, воспитание в каждом из них творческого отношения к личному труду – основные на- правления в работе с ними. Надо, чтобы они были поставлены перед необ- ходимостью анализировать и сравнивать результаты своего труда с резуль- татами опытных учителей, добивающихся в тех же условиях значительно большего, чтобы наставниками у них были творчески работающие учите- ля, уровень мастерства которых постоянно растет. Многочисленные разнофакторные замеры, проводимые с выпускни- ками вуза на этапе их адаптации, показали более эффективное протекание этого процесса у молодых учителей, подготовка которых осуществлялась по предложенной нами экспериментальной методике в рамках региональ- ной системы непрерывного педагогического образования. Адаптация учителя развития вступает в новую стадию в период само- стоятельной педагогической деятельности учителя. Чрезвычайно важно уделять внимание адаптации учителя в период повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Литература 1. Лушников, И. Д. Профессиональная адаптация выпускников педин- ститута / И. Д. Лушников. – М.: Прометей, 1991.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=