Университет XXI века: научное измерение 2013г
121 устойчивые модели различных видов своей деятельности. Их отличает вы- сокая нравственность и психологическая готовность к педагогическому труду, осознанное понимание социальной значимости учительской дея- тельности, ответственное отношение и к результатам своего труда, посто- янное стремление к совершенству своих знаний и навыков, увлеченность профессией, любовь и чуткое отношение к детям, самокритичность и кри- тическое отношение к педагогическому опыту других учителей, педагоги- ческая независимость. Они сравнительно успешно овладевают навыками педагогического мастерства, т. к. самостоятельность действий, исследова- тельская деятельность становятся отличительными особенностями их пе- дагогического почерка. Они безболезненно для себя и педколлектива включаются в его жизнь, коммуникабельны, достаточно активны, их труд- ности в педагогической деятельности легко выявить, т. к. они охотно де- лятся ими и, если что-то не получается, приглашают к себе на уроки. Работа с этой группой молодых специалистов в период их адаптации в школе сложна тем, что они не терпят шаблона в педагогических действи- ях, уверены в своих решениях и считают их педагогически целесообраз- ными; требуют глубоких обоснований всех предлагаемых рекомендаций и указания возможных вариантов их осуществления, критичны к чужому педагогическому опыту. Прислушиваясь к советам, они реализуют их по- своему, допуская при этом новые ошибки. Поэтому в течение всего перво- го года их труд изобилует ярко выраженными ошибками, число которых не сокращается, а растет. Но это – «ошибки педагогического роста». А по- тому при наличии постоянного творческого содружества с ними директора школы и наставника из этих молодых специалистов вырастают в дальней- шем сильные учителя, мастера своего труда, т. к. система их педагогиче- ского труда, сложившаяся на основе творческого энтузиазма, динамична и постоянно открыта всему новому, что приносит педагогическая наука в школьную практику. Путь их к мастерству оказывается продолжитель- ным, но наиболее результативным. Другая группа молодых учителей не отличается педагогической ода- ренностью, но за счет постоянного внедрения чужого педагогического опыта в свою деятельность оперативнее других достигает стабильного пе- дагогического почерка. Этих учителей отличает стремление быстрее стать мастерами своего дела, а потому они недостаточно разборчивы в выборе средств достижения этой цели и ограничиваются копированием чужого опыта. Каждый их урок и целая система их работы по предмету строятся без самостоятельного, творческого осмысления всех рекомендаций, кото- рые излагаются в различных методических пособиях, на консультациях по предмету при ИПК, в беседах с наставниками, руководителями школы, ме- тодистами. Внешнее педагогическое благополучие таких учителей в течение пер- вого года работы рождает у руководителей чувство успокоенности за их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=