Университет XXI века: научное измерение 2013г

120 Частичная адаптация: средний уровень организации учебно-воспита- тельного процесса и неполное удовлетворение от работы. Адаптация – достаточно высокий уровень организации учебно-воспи- тательного процесса и удовлетворенность работой. Индивидуальный подход к процессу адаптации выпускников позво- лил изучать уровень профессиональной компетентности молодого учителя и ценностные ориентации его, выявлять специфичность педагогического почерка, оценивать социальную активность и коммуникабельность моло- дого человека, проследить его отношение к трудностям и пути их преодо- ления, увидеть творческие ростки и педагогические находки, познакомить- ся с личностными качествами будущего учителя. Для проверки гипотезы целенаправленно осуществлялся контроль за сформированностью у студентов и молодых учителей способов профес- сиональной деятельности. Способ педагогической деятельности выпускников мы проверяли на основе анализа стажерских листов, т. е. по методике экспертной оценки. Результаты анализа за 2006, 2009 и 2011 г. приводятся в таблице 3. Таблица 3 Характеристика способа деятельности стажеров выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого (в % от числа стажерских листов) Годы № п/п Способ деятельности 2006 2009 2011 1. Инфантильный 10 9 6 2. Репродуктивный 51 42 24 3. Репродуктивный с элементами творчества 25 26 32 4. Творческий по преимуществу 2 4 27 5. Способ деятельности окончательно не сформирован 22 19 11 Результаты таблицы свидетельствуют о существенном положитель- ном влиянии экспериментальной методики на формирование у студентов университета творческого способа педагогической деятельности. Таким образом, преимущество индивидуально-творческого способа подготовки учителя, по сравнению с массовым способом, заключается прежде всего в формировании творческой личности учителя, т. к. преодо- левает репродуктивные способы воздействия на профессиональные каче- ства личности. Анализ полученных данных позволил выявить интересные законо- мерности. Одни молодые специалисты имеют ярко выраженную педагоги- ческую направленность, способны на основании имеющихся у них проч- ных знаний, опыта работы с детьми и педагогической интуиции создавать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=