Университет XXI века: научное измерение 2013г

12 3. Фраза Л. Н. Толстого: «Княжна позвонила горничную и попросила ее лечь в комнате». Тип ошибки: грамматическая – нарушение норм управления. В совре- менном русском языке глагол «позвонить» требует при одушевленном су- ществительном дательного падежа: «позвонить кому» [2, с. 186]. Исправление: позвонить горничной. Комментарий: управление винительным падежом при глаголе «позво- нить» во времена Л. Н. Толстого было языковой нормой. 4. Фраза Л. Н. Толстого: «Услышав слабый, болезненный голос Пла- тона, Пьера что-то неприятно кольнуло в сердце». Тип ошибки: грамматическая – нарушение построения предложения с деепричастным оборотом. В современном русском языке деепричастие выражает добавочное действие, относящееся к глаголу-сказуемому, следо- вательно, и глагол, и деепричастие должны обозначать действие одного и того же лица. В данной фразе подлежащим является местоимение что-то, для которого невозможно совершение названного деепричастием действия «услышав». Исправление: «Услышав слабый, болезненный голос Платона, Пьер почувствовал, как что-то неприятно кольнуло его в сердце». Комментарий: подобное нарушение норм построения предложений с деепричастными оборотами во времена Л. Н. Толстого было отчасти продиктовано влиянием французского языка, где такие конструкции впол- не допустимы. 5. Фраза Л. Н. Толстого: «Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними». Тип ошибки: логическая – использование в одном синонимическом ряду разнородных понятий. В современном русском языке слово «люди» является гиперонимичным для слова «офицеры». Исправление: «он был заботлив о своих солдатах и офицерах и ласков с ними». Комментарий: во время написания романа «Война и мир» слово «лю- ди» наряду с современными значениями «множественное число к слову человек; в военном быту: живая сила» [2, с. 269] имело значение «слуги», «низшие чины в армии» (современные словари трактуют такое значение как устаревшее) [2, с. 269]. Таким образом, речевые «ошибки» Л. Н. Толстого, подлинные или мнимые, не только способствуют формированию правильной речи совре- менных учащихся, но и помогают им проникнуть в историю русского язы- ка и русской культуры. Литература 1. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учеб. пособие для пед. вузов / Т. М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=