Университет XXI века: научное измерение 2013г

119 С этой позиции адаптацию можно рассматривать как процесс посте- пенного повышения (и в конечном итоге – достижения) соответствия про- фессионального развития учителя требованиям педагогической деятельно- сти и потребностям самого индивида, что достигается в ходе активно- творческого вхождения в педагогическую деятельность и профессиональ- ную среду. В активной профессиональной деятельности наиболее ярко начинают проявляться творческие индивидуальные особенности педагога. Отличие профессиональной деятельности от педагогической практики за- ключается прежде всего в том, что в ходе профессиональной деятельности субъект овладевает не отдельными действиями, а профессиональной дея- тельностью в целом. «Адаптация к учительской работе может считаться завершенной лишь тогда, когда молодой специалист достаточно уверенно организует необхо- димый педагогический процесс, управляет ситуацией в классе, в детском коллективе, распоряжается учебным временем, начинает осуществлять пе- дагогические “пробы”. Наступает психологическая раскрепощенность мо- лодого специалиста, он в состоянии регулировать весь ход обучения» [1]. Интегральными показателями профессионально-педагогической адап- тации, вслед за И. Д. Лушниковым, мы считали: 1) достижение творческого и диалектического стиля профессиональной деятельности, устойчивость такого стиля (объективный показатель); 2) удовлетворенность работой учителя (субъективный показатель). Необходимо для каждого этапа профессионального становления учи- теля определять уровень его целостного профессионально-личностного развития. В таблице 2 приводится распределение (в %) выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого, завершивших стажировку в 2006, 2009, 2011 годах, по степени адаптации. Таблица 2 Степень адаптации стажеров, % Год стажировки Неадаптированность Частичная адаптация Адаптация 2006 уч. год 30 63 7 2009 уч. год 16 59 25 2011 уч.год 9 48 43 Степень адаптации определялась сочетанием уровня организации (ка- чества) учебно-воспитательного процесса со степенью удовлетворенности педагогическим трудом. Неадаптированное состояние характеризуется следующим: низкий уровень организации учебно-воспитательного процесса, неудовлетворен- ность работой (хотя иногда может присутствовать и удовлетворение).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=