Университет XXI века: научное измерение 2013г

118 сти учителя и к дальнейшему профессиональному развитию в ходе адапта- ции, для чего весь учебно-воспитательный процесс пронизывали контакты со школой и студенты включались в жизнь не в качестве пассивных зрите- лей, а активных участников. На старших курсах в процессе подготовки к трудоустройству студен- тов шла их целенаправленная педагогическая, психологическая, нравст- венно-гражданская подготовка к этапу адаптации. Специальным направлением в исследовании стала подготовка буду- щих учителей к дальнейшему профессиональному развитию. Ошибочным является утверждение, что процесс профессионально- педагогической адаптации не может рассматриваться как плавная преемст- венность вузовского и послевузовского образования. «Наоборот, он проис- ходит и будет происходить скачкообразно, противоречиво, характеризо- ваться отказом от неоправданных догматических положений и принятием новых, нетривиальных идей (при сохранении принципа преемственности в целом). Все это вызывает необходимость опережающего теоретического образования учителя по отношению к его практике» [1]. Мы доказали, что не может быть какого-либо опережающего вида об- разования в системе целостной непрерывной подготовки учителя. Как весь процесс профессионального развития учителя должен носить целостный, поступательный характер, так и формирование конкретных компонентов профессионального мастерства и личностных качеств учите- ля, в том числе адаптационного потенциала, не должно прерываться на ка- ких-то этапах. В этой связи серьезным просчетом, на наш взгляд, является период профессиональной адаптации молодых учителей, когда они или полностью предоставлены сами себе и решают лишь сиюминутные постоянно возни- кающие педагогические задачи, не имея ни сил, ни возможности для рабо- ты над своим профессиональным совершенствованием; или (в случае организованной стажерской практики) под руководством учителей-настав- ников основное внимание уделяют выработке определенных профессио- нальных умений и навыков. И практически полностью задача развития профессиональных качеств молодого учителя игнорируется на различных курсах усовершенствования учителей. Адаптацию мы понимаем как закономерный этап в едином процессе профессионально-личностного развития учителя, на котором становление учителя должно достичь уровня соответствия современным требованиям общества к школе. В экспериментальной методике постоянно учитывался субъективный аспект, предполагающий постоянную потребность личности в профессио- нальном самоутверждении. До сознания будущих учителей доводилась идея о том, что самоутвердиться в профессии можно только при определенном уровне развития профессиональных и личностных качеств.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=