Университет XXI века: научное измерение 2013г

117 С 1974/75 учебного года в вузах СССР была введена стажерская прак- тика выпускников. При всех не до конца решенных вопросах о ее целях, задачах, формах организации, она стала серьезным позитивным этапом в профессиональном становлении учителей и методом обратной связи вуза с выпускниками. В ТГПУ им. Л. Н. Толстого самое серьезное внимание было уделено этой работе. Сложилась четкая система обратной связи с об- разовательными учреждениями, с ТОИРО, областными органами управле- ния образования. Несмотря на то, что ни законом «Об образовании РФ», ни другими нормативными документами стажировка не предусмотрена, что дает осно- вание отдельным руководителям учреждений образования снимать с себя ответственность за ее проведение, в Тульской региональной системе НППО, в первую очередь благодаря усилиям коллектива ТГПУ им. Л. Н. Толстого, эта работа поднялась на новую ступень. Она проводится в соответствии с Положением о стажерской практике выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Новое положение позволило уничтожить проявившиеся в последние го- ды экстенсивные тенденции в организации стажерской практики выпускни- ков университета. Мы выделяли в качестве главной задачи стажировки учет уровня и особенностей сформированности профессиональных качеств каж- дого стажера, что позволяло продолжить совершенствовать его личность, развивать индивидуальные интересы и профессиональные способности. Крайне необычным, но, на наш взгляд, ярким показателем правильно- сти форм и методов работы со стажерами и молодыми учителями, прово- димой университетом совместно с Тульским областным институтом по- вышения квалификации работников образования и органами управления системой образования, являются данные об участии молодых учителей об- ласти в конкурсе «Учитель года», согласно которым до 80 % победителей и призеров – учителя со стажем менее 5 лет. Проведенное в разных регионах и по разным параметрам сравнение работы стажеров позволило сделать вывод о том, что принципиально ка- чества профессиональной подготовки выпускников разных педвузов не расходятся. Очевидно, что главной причиной проблемного вхождения выпускни- ков в профессиональную среду и деятельность является недостаточное развитие его профессиональных качеств в том числе адаптационного по- тенциала. Причины этого мы видим на всех этапах профессионального развития учителя: от ослабления профессиональной ориентации на дову- зовском этапе – через недостатки в организации учебно-воспитательного процесса вуза и ослабление внимания к формированию личности будущего учителя – к принципиально ошибочно организованному процессу вхожде- ния в педагогическую работу. В разработанной нами концепции самое серьезное внимание уделя- лось подготовке студентов к началу их самостоятельной работы в должно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=