Университет XXI века: научное измерение 2013г

115 ность нашего подхода к данному вопросу заключается в том, что и допро- фессиональный этап, и этап профессионального образования должны быть так организованы, чтобы максимально обеспечить самостоятельную твор- ческую деятельность будущих учителей, а в процессе этой деятельности осуществлять профессиональное развитие учителя. Адаптация – узловой момент профессионального развития учителя, а ее успешность, в первую очередь, зависит от профессионального разви- тия учителя в период его предыдущей подготовки и формируется его адап- тационный потенциал. Достаточно спорно утверждение, что «соответствие профессионально- личностного развития учителя потребностям педагогической деятельности связывается с понятием профессионально-педагогической адаптации», а полагали, что при правильной организации учебно-воспитательного про- цесса в вузе профессиональное развитие его выпускников должно позво- лить им качественно выполнять все педагогические функции, а этап адап- тации необходим для личностного самоутверждения в новой социальной роли, в новом коллективе, в новой профессиональной общности. Этим вновь подтверждается особая значимость рассмотрения процесса профес- сионального развития с региональных позиций. Ведь характер каждого пе- дагогического коллектива во многом определяется климатом в педагогиче- ской сообщности района, города, области, региона и оказывает прямое воздействие на процесс профессиональной адаптации выпускников. В адаптационных условиях совершенствуются и профессиональные, и личностные качества молодого учителя. Многие исследователи занимаются детальный изучением различных этапов адаптации, например, целостным предметом исследования этап адап- тации стал для И. Д. Лушникова. Но (при всех позитивных моментах) его ис- следованием не был охвачен такой существенный аспект этапа адаптации, как рассмотрение его в качестве логической ступени процесса профессионального развития учителя и формирования у него адаптационного потенциала. В последние годы наукой накоплены значительные количественные данные, характеризующие степень успешности вхождения выпускников вузов в профессиональную деятельность и профессиональное сообщество. И. Д. Лушников на большом фактическом материале приходит к вы- воду о примечательной тенденции: та сторона профессиональной деятель- ности, которая была ослаблена в работе учителей-стажеров, обычно оста- ется неразвитой и в деятельности их в качестве учителей со стажем. Приведенную им таблицу мы видоизменили, включив данные по Тульско- му государственному педагогическому университету им. Л. Н. Толстого за 2000 г. (до начала массового эксперимента) и за 2010 г. (материалы специ- ально подбирались к Государственной аттестации ТГПУ), когда уже дей- ствовала система формирования профессиональных качеств, основанная на предложенной нами концепции.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=