Университет XXI века: научное измерение 2013г

114 определяют комплексную модернизацию региональной системы образова- ния и культуры, выполняющей ведущую роль в целенаправленном форми- ровании ценностных ориентаций, правовой культуры граждан Тульского региона. И в завершении, хотелось бы отметить то, что успешному вне- дрению новых требований ФГОС будет способствовать идея реализации чётко сформулированных образовательных целей и задач по освоению правовых дисциплин, которые будут выражены в таких юридически зна- чимых конструкциях и понятиях как «знать, уметь, владеть», направлен- ных на формирование соответствующих компетенций будущих специали- стов юридического профиля. В. Г. Подзолков, А. В. Сергеева СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ: АНАЛИЗ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ-СТАЖЕРАМИ ТГПУ им. Л. Н. ТОЛСТОГО Недопустимо преувеличивать или преуменьшать роль какого-либо периода в профессиональном становлении учителя. Особенно опасной для всей системы профессиональной подготовки учителя является точка зре- ния, согласно которой считается, что в общем процессе профессионально- го развития учителя особая роль принадлежит послевузовскому периоду, когда закономерно возникает необходимость в профессиональной адапта- ции и личностная потребность в профессиональном самоопределении. Мы исходили из идеи о том, что квалификация молодого учителя должна соответствовать уровню автономности («способности работать без сопровождения»), поэтому особая роль периода стажировки заключа- ется в том, что она является, с одной стороны, завершением профессио- нального образования, а с другой стороны, во время стажировки молодой учитель «входит» в профессиональную жизнь в ее реальных условиях. По- сле успешного прохождения стажерской практики вполне вероятно, что учитель сможет высококачественно выполнять функциональные обязанно- сти и без осложнений будет протекать непрерывное совершенствование индивидуально-творческого потенциала молодого специалиста. Послевузовский этап работы начинается с адаптации к профессио- нальной деятельности в реальных жизненных обстоятельствах, поэтому адаптацию следует рассматривать как этап перехода от профессионального формирования учителя к уверенной самостоятельной работе. Большинство теоретиков и практиков исходят из того, что в вузе идет лишь формирование будущего учителя (процесс пассивный с его стороны), и только адаптация может рассматриваться как этап активной деятельно- сти и становления профессионально-личностных качеств учителя. Особен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=