Университет XXI века: научное измерение 2013г
111 педагогической профессии, способствовал освоению личностно-ориенти- рованных педагогических действий и др. Открытость, установки на соли- дарность, совместную деятельность, создание атмосферы принятия, одоб- рения, сопереживания, оказание индивидуальной помощи, использование приемов педагогической поддержки, инициирование участия каждого сту- дента в постановке цели, выдвижении задач, принятии решений были не- отъемлемыми составляющими деятельности преподавателя. В своем исследовании мы доказали, что управление процессом фор- мирования ценностного отношения будущих учителей к личности учаще- гося предполагает создание специальных условий для прохождения объек- том развития ряда этапов , начиная с возникновения личностно-значимых переживаний и личностного смысла, отражающего субъективную значи- мость ценности развития личности ученика для будущего педагога, затем – к переходу личностных смыслов в более устойчивые смысловые структу- ры – смысловые установки и заканчивая становлением ценности развития личности ребенка профессионально-личностной ценностью будущего учи- теля, ее реализацией на практике в виде ценностного отношения. В качест- ве данных условий мы рассматривали следующие: актуализацию житей- ских знаний и установок студентов, связанных с личностью учащегося и процессом его развития; их анализ, преобразование, насыщение научны- ми знаниями антропологического характера; проблематизацию сознания будущих учителей с целью выявления противоречий между имеющимися и необходимыми знаниями, компетенциями, средствами для осуществле- ния процесса развития личности ученика в процессе совместной с препо- давателями рефлексивной коммуникации; создание среды для формиро- вания коллективного фонда смысловых образований в учебно-профессио- нальной общности, где педагоги выступали как носители гуманистических профессиональных ценностей; включение будущих педагогов как субъек- тов в личностно и профессионально значимые для них виды деятельности (квазипрофессиональные и учебно-профессиональные), опосредствующие формирование ценностного отношения к ученику. Литература 1. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / В. Н. Мя- сищев; Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Ин-т практ. псих., 1998. 2. Rogers, C. R. Freedom to Learn (3-rd edition) / C. R. Rogers, H. J. Frei- berg. – New York – Oxford – Singapore – Sydney: Maxwell Macmillan Interna- tional, 1994.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=