Университет XXI века: научное измерение 2013г

110 Практические занятия были построены как комплекс сценариев, пред- ставляющих собой своего рода «картины» взаимодействия участников конкретных образовательных ситуаций. Необходимые психолого-педаго- гические условия формирования ценностного отношения будущих учите- лей к учащимся обеспечивали профессионально-ориентированные формы организации занятий и активные методы обучения, организация личностно значимой совместной деятельности студентов в рамках учебно-профес- сиональной общности, включение в обучение их субъектного опыта взаи- модействия с детьми, целенаправленная работа с ценностно-смысловым компонентом сознания будущих педагогов. В ходе практических занятий проблематизированные на лекциях элементы обретали в сознании студен- тов черты актуальных, личностно значимых проблем профессиональной деятельности. В качестве основных результатов нашей работы мы видели осознание будущими педагогами профессионально-личностной значимости ценности развития личности ребенка как психолого-педагогического и историко- культурного феномена; осмысление студентами проблемы проектирования психолого-педагогических условий обучения, воспитания и развития лич- ности учащегося в различных видах деятельности; освоение технологий личностно-ориентированного образования; расширение научных знаний о возрастно-психологических и индивидуальных особенностях школьни- ков как основе индивидуализации и дифференциации обучения. В ходе экспериментальной работы важной задачей для нас было созда- ние условий для запуска процесса формирования ценностного отношения будущих педагогов к учащимся как личностно-смыслового образования. Управление данным процессом осуществлялось посредством организации конкретных видов деятельности преподавателя и студентов, направленных на проектирование таких условий (рис. 1). Совокупность данных условий и видов деятельности составила основу системы управления процессом формирования ценностного отношения будущих учителей к детям. Нами было выявлено, что ведущими механизмами формирования ценностного отношения будущего учителя к личности ученика являются: механизм переживания, механизм ценностно-смыслового самоопределе- ния, механизм целеполагания, механизм рефлексии. Данные регуляторные механизмы управляемого процесса развертывались на фоне совместной деятельности в учебно-профессиональной общности преподавателя и сту- дентов. При этом преподаватель выступал как носитель профессиональных гуманистических ценностей, демонстрирующий образцы профессиональ- ных отношений к обучаемым. Он содействовал студентам в установлении индивидуальных, избирательных, осознанных связей с различными аспек- тами педагогической действительности, помогал осознанию ценности раз- вития личности ребенка с позиции личностного смысла, выработке систе- мы профессиональных ценностных отношений к важнейшим объектам

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=