Университет XXI века: научное измерение 2013г

108 ляжет в основу их индивидуального опыта. Включение и со-развитие пре- подавателя и студентов в учебно-профессиональной общности мы рас- сматривали в качестве важного условия формирования гуманистических профессиональных ценностей. Единицей управления в новой практике обучении должна была стать целостная учебно-воспитательная ситуация, предполагающая взаимосвязь осваиваемой деятельности с многообразными формами взаимодействий между всеми участниками образовательного процесса, изменяющимися и саморазвивающимися на разных этапах усвоения содержания профес- сиональной деятельности. При этом студенты должны были выступать как равноправные партнеры, имеющие свой жизненный опыт взаимоотноше- ний с детьми, как субъекты учения, общения, организации, включенные в учебно-профессиональную общность и сотрудничающие с преподавате- лем. Цели и задачи обучения, по нашему замыслу, должны были разрабаты- ваться совместно преподавателем и студентами, а процесс их достижения организовываться как коллективная учебно-профессиональная и квази- профессиональная деятельность. Предполагалось многообразие взаимо- действий, помогающих актуализировать личный опыт каждого участника, способствующих развитию интереса к другому человеку, и личности уча- щегося в частности, освоению будущими учителями позиций педагога- профессионала в системе учебных межличностных взаимодействий. При работе с экспериментальной группой планировалось препода- вать дисциплины с включением предлагаемых нами условий и использо- ванием антропных технологий, профессионально-ориентированных форм организации занятий, активных методов обучения. Предполагалось, что изменение отношения будущих педагогов к учащимся будет происходить за счет создания особой образовательной среды, демонстрации образцов профессиональных отношений со стороны преподавателя, включения студентов в процесс обучения по типу позиционного самоопределения как субъектов учебно-профессиональной деятельности, инициации про- цессов смыслообразования. Программа курсов выстраивалась как система взаимодействующих программных блоков: лекционного, семинара-практикума с элементами тренингов общения, развития педагогического сознания и профессиональ- ных отношений, психологической консультации. Тематическое планиро- вание занятий строилось по логике движения от студента к профессии, от профессии к учащимся. Основная задача лекционного блока заключа- лась не только в раскрытии содержания изучаемого материала, но и в про- блематизации субъектного опыта взаимодействия студентов с детьми. Результатом отработки каждой темы лекции выступала фиксация «про- блемной точки», противоречия, преодоление которого требовало измене- ния представлений, понятий, установок и стереотипов профессионально- педагогического мышления.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=