Университет XXI века: научное измерение 2013г

107 к личности ученика была проведена многоуровневая планомерная поэтап- ная работа с субъектами образовательного процесса в вузе, предполагаю- щая изменение единиц управления, позиций и межличностных отношений преподавателей и студентов. В-третьих , построение новой, инновацион- ной, практики осуществлялось на фоне системной перестройки не только содержательно-целевой, но технологической, организационно-методичес- кой сторон профессиональной подготовки будущих педагогов, взаимоот- ношений и позиций преподавателей и студентов. Реализация экспериментальных условий осуществлялась в ходе изу- чения студентами ряда психологических дисциплин: психологии человека, психологии развития, социальной психологии, педагогической психологии и др. Данные курсы содержали наибольший содержательный потенциал для получения педагогами психолого-педагогических знаний о своих бу- дущих воспитанниках, а также для изучения динамики формирования лич- ностных смыслов будущих учителей, категориальных структур знаний студентов о личности ученика (личностных конструктов), которые исполь- зуются ими в качестве критериев оценки личностных особенностей уча- щихся и обусловливают выбор стратегий педагогического воздействия. Каждая из дисциплин, включенная в экспериментальную программу, имела свою специфику и цели. Содержание образования, согласно экспе- риментальному замыслу, составили антропопсихологические, возрастно- психологические, социально-психологические, психолого-педагогические знания, отвечающие специфике труда современного учителя. Общей це- лью данных курсов мы наметили развитие ценностно-смысловой сферы профессионального сознания будущих педагогов в процессе деятельност- ного освоения знаний, присвоения профессиональных ценностей, приоб- щения к профессиональному опыту, проектирования форм употребления знаний и реализации сформированных гуманистических профессиональ- ных ценностей через систему отношений к воспитанникам. Особую роль в ходе формирования у будущих учителей ценностного отношения к учащимся мы отводили преподавателю , управляющему дан- ным процессом. В преподавателе для нас были важны не только его про- фессионально-личностные качества, но и организационно-управленческие способности, индивидуальная управленческая концепция реализации фор- мирующей программы, включающая сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые принципы и правила управления студенческой группой. В работах К. Роджерса было показано, что существует острый дефи- цит учителей, не просто верящих в гуманистические идеалы, но и имею- щих практический опыт гуманистического общежития [2]. В связи с этим мы считали, что модели взаимодействия преподавателя и студентов долж- ны способствовать получению будущими педагогами коллективного опыта использования гуманистических профессиональных ценностей, который

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=