Университет XXI века: научное измерение 2013г

106 к учащимся), состояние объекта (уровень сформированности отношения), критерий (цель) управления (становление ценностного отношения как сложного интегрированного личностно-смыслового образования, в качест- ве критериев сформированности которого рассматривались мотивационно- смысловой, когнитивный, эмоциональный, деятельностный (поведенче- ский)), регуляторные механизмы развития смысловых структур в составе ценностного отношения, обратная связь в системе «преподаватель – сту- денты», управляющие воздействия со стороны преподавателя (педагогиче- ского сообщества), измерения (диагностика), оценка эффективности управления процессом формирования ценностного отношения студентов педвуза к личности ученика. Психологические аспекты управления процессом формирования ценно- стного отношения будущих педагогов к личности школьника предполагали реализацию следующих моментов: проведение диагностики исходного со- стояния и прогнозирование динамики изменения формируемого отношения; разработку и апробацию на практике специальной формирующей програм- мы , направленной на изменение личностно-смыслового содержания ценно- стного отношения в заданном направлении и становление каждого из выде- ленных его компонентов; организацию промежуточных диагностических срезов для отслеживания специфики изменения содержательных элементов отношения на разных этапах его становления и контрольной (итоговой) ди- агностики , позволяющей выявить конечный уровень сформированности ценностного отношения у выпускников в соответствии с системой критери- ев и показателей, разработанных авторами в русле смыслового подхода к рассмотрению категории ценностного отношения. В ходе теоретико-методологического обоснования концепции иссле- дования нами был предложен ряд положений, на которых базировалась программа формирующей работы . Согласно экспериментальному замыс- лу, новая практика профессиональной подготовки будущих учителей, ос- нованная на реализации антропологического подхода, провозглашающего в качестве главной цели ценность развития личности ученика, во многом должна была отличаться от сложившегося ранее подхода и преодолевать проблемы традиционного образования учителей. Во-первых , для эффек- тивности процесса формирования у будущих педагогов ценностного от- ношения к личности учащегося был необходим пересмотр концептуальных подходов и целей профессиональной подготовки будущих учителей. Ос- новным подходом при изучении учащегося, рассмотрении процессов его развития и построения образования, стал антропологический подход, предполагающий целостное рассмотрение ученика (в том числе ученика с ослабленным здоровьем) как индивида, субъекта, личности, индивиду- альности. Во-вторых , в соответствии с основными положениями антропо- логического подхода и выделенными нами психолого-педагогическими условиями формирования ценностного отношения у будущих учителей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=