Университет XXI века: научное измерение 2013г

105 А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. Э. Чудновского и др., согласно кото- рому ценностные объекты и особое отношение к ним на уровне индивиду- ального сознания субъекта реализуются в виде личностных смыслов. Под ценностным отношением будущих учителей к личности учаще- гося мы понимаем устойчивое интегративное личностно-смысловое обра- зование, которое отражает профессионально-личностную значимость для педагога ценности развития личности ученика. С позиции смыслового подхода его психологическая структура представляет собой совокупность устойчивых связей между различными формами личностного смысла (субъективными – вербальной, образной, аффективной, и объективной – в форме смыслообразующего мотива деятельности), обеспечивающих его целостность. Эти формы определили выделение нами трех взаимосвязан- ных компонентов отношения, представленных на уровне сознания: моти- вационно-смыслового, когнитивного, эмоционального, и четвертого ком- понента (представленного в плоскости деятельности и поведения учителя), который отражает проявления ценностного отношения на практике при взаимодействии будущего педагога со школьниками. Еще в работах В. Н. Мясищева было показано, что процесс формиро- вания отношений управляем , так как отношение представляет собой един- ство объективного и субъективного, в нем переплетаются внешние воздей- ствия и возбуждаемые этими воздействиями субъективные переживания, что определяет избирательное отношение человека к различным явлениям, объектам, людям, деятельности и т. д. [1]. Это положение, к сожалению, не получило достаточного развития в теории В. Н. Мясищева. В то же вре- мя именно данный тезис имеет принципиальное значение для организации педагогического процесса: создавая соответствующую среду, оказывая не- обходимые воздействия и регулируя их, можно управлять процессом фор- мирования отношений студентов. В широком смысле управление представляет собой такую организа- цию того или иного процесса, которая обеспечивает достижение опреде- ленных целей. Одна из основных целей современной психологии управле- ния заключается в анализе психологических условий и особенностей организации деятельности субъектов (в нашем случае – будущих педаго- гов) с целью повышения ее эффективности и качества, которые (примени- тельно к педагогической деятельности), согласно нашему мнению, будут выше, если в основе профессиональных действий учителя, выбора им оп- ределенных методов обучения, моделей взаимодействия с детьми, стиля и тактик педагогического общения, приемов влияния на учеников, будет лежать ценностное отношение к личности учащегося. В соответствии с классической теорией управления при обосновании логико-содержательных основ процесса формирования ценностного отно- шения будущих педагогов к личности школьника мы оперировали следую- щими основными понятиями: объект управления (отношение студентов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=