Университет XXI века: научное измерение 2013г

102 зующий фактор деятельности. Т. е. в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Чело- век выбирает те виды деятельности, которые адекватны его природе, удов- летворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. Посредст- вом деятельности человек преобразует свою жизнь и себя самого. И. Г. Литвинская отмечает, что «системно-деятельностный и компе- тентностный подходы возникли из разных культурно-исторических рамок. Компетентностный подход пришел к нам из производственной сферы. А системно-деятельностный подход вырос из философии и методологии гуманитарных наук, но рос и формировался, изменяя эту самую практику. Структурно-функциональный подход присутствует и там и там. В компетентностном подходе мы оперируем понятиями: поведение, дейст- вие. В системно-деятельностном – деятельность, мышление, коммуника- ция, действие, понимание, рефлексия; табло сознания; схема. Социальное конструирование, социальная инженерия – это практика обоих подходов. Они, собственно, сами и есть не наука, а инженерия. Для системно-дея- тельностного подхода мышление – это тоже «область конструирования и инженерии». Т. Ф. Ушева говорит о «сопряженности понятий системно- деятельностного и компетентностного подходов». Они оба не изучают, а преобразуют социальную действительность. Необходимо комбинирова- ние различных подходов, принципов с учетом специфики обучения, т. к. что эффективно в одних условиях, может иметь совершенно противопо- ложный результат в иных условиях преподавания. Многие современные подходы взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними едва наблюдается фиксированное соподчинение, и, наоборот, для них характерно перма- нентное взаимодействие». Современный мир предъявляет совершенно новые требования к разви- тию личности обучающегося, развитию его умений и навыков в процессе освоения знаний. Педагог как раз и должен стать своего рода «оператором», организующим деятельность ребенка, результатом которой становится са- мореализация на основе готовности к непрерывному обучению. У препо- давателей «нового поколения» происходит формирование компетенции «научить учиться», что и предполагает применение системно-деятельност- ного подхода. Реализуя системно-деятельностный подход, мы ориентиро- ваны на осознанность самоопределения студентов в условиях системного изучения учебных дисциплин и выбора занятий для профессионального роста с ощущением чувства успеха и уверенности в себе и собственной деятельности. Реализация системно-деятельносного подхода в образовании позволя- ет в наиболее полной мере обеспечить подготовку специалистов в соответ- ствии с требованиями ФГОС ВПО.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=