Университет XXI века: научное измерение 2013г
101 ского образования. В ходе работы Федеральной экспериментальной пло- щадки Иркутского государственного лингвистического университета по теме «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании» обобщены смыслы интерпретации и опыт реализации сис- темно-деятельностного подхода в образовании. Анализируя преимущества системно-деятельностного подхода к педагогическому дискурсу А. М. Ка- плуненко ставит проблему когнитивного диссонанса между стремлением сторон к диалогу, с одной стороны, и изначальным властным компонентом в отношениях участников, с другой стороны. Автор отмечает, что благода- ря стратегической цели дискурса «формируется и поддерживается дея- тельностный характер последнего». Однако не цель является содержатель- ным центром дискурса как системы. В качестве гомеостаза дискурса выступают в эволюционной последовательности три формы знания – кон- цепт, понятие и термин». Системно-деятельностный подход к педагогическому дискурсу, как отмечает А. М. Каплуненко, не является гарантией преодоления противо- речий и трудностей, но его «способность к учёту диалектических момен- тов коммуникации позволяет прогнозировать трудности и противоречия на всех этапах развития педагогического дискурса. А это – важное условие планирования устойчивого, эффективного диалога ...» Т. В. Живокоренцева в рамках компетентностного подхода определяет инварианты содержания образовательной среды, обеспечивающие форми- рование и развитие компетенций обучающихся в ходе разрешения ситуа- ций. Автор отмечает, что «для описания такого содержания образования фиксируются границы, «внутри» которых разворачивается вариативное содержание и результат, к которому должен прийти обучающийся. Такими границами в компетентностном подходе являются ключевые компетенции, которые могут быть сформированы на любом предметном содержании, и практико-ориентированные ситуации». Анализируя содержательную со- ставляющую компетентностного и деятельностного подходов, Т. В. Живо- коренцева ставит акцент на качестве образовательных результатов, пред- ставляет их как «личностные качества обучающегося, освоенные способы взаимодействия с миром в различных, а не только учебных ситуациях, оперирование знаниями (получение, хранение, применение, поиск и созда- ние новых), необходимыми для решения разнообразных проблем (познава- тельных, практических, личных, коммуникативных и др.)». На основе системно-деятельностного подхода проектируется профессиональное про- странство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспо- собности личности студента. Реализация системно-деятельностного под- хода в вузе заключается в использовании деятельности как средства становления и развития субъектности человека. Рассматривая образование как ведущую социальную деятельность общества, мы предполагаем нацеленность на результат как системообра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=