Университет XXI века: научное измерение 2013г

100 Формирование компетенций стало приоритетным направлением деятель- ности высших образовательных учреждений в ходе реализации ФГОС ВПО. Методологической основой реализации ФГОС ВПО является сис- темно-деятельностный подход или компетентностный подход в обучении. В современной науке мы встречаемся с неоднозначностью соотноше- ний системно-деятельностного и компетентностного подходов. Учёными определены два взгляда на понимание сущности системно-деятельност- ного подхода: 1. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения подходов: системного и деятельностного. По мнению исследователей, сис- темно-деятельностностный подход определяется результативностью дея- тельности целенаправленной системы. 2. Системно-деятельностный подход основан на особенностях выстраи- вания обратной связи. Обратная связь в рамках системно-деятельностного подхода определяется Н. А. Бернштейном как «коррекция», П. К. Анохиным – как «обратная ориентация», А. Г. Асмоловым – как аттестация, аккредита- ция, лицензирование, тестирование. Такое понимание позволяет представить компоненты не разорванными, а в целостном системно-деятельностном ана- лизе, имеющем «генетически развивающий план» (например, при разработке программ необходимо учитывать индивидуальные особенности развития личности и присущие этим особенностям формы деятельности). Основные принципы системно-деятельностного подхода: принцип субъектности, принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены, принцип учета сензитивных периодов развития, принцип сотранс- формации, принцип определения зоны ближайшего развития, принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления развития), принцип обязательной результативности каждого вида деятельности, принцип обя- зательной рефлективности всякой деятельности. В структуре системно-деятельностного подхода А. Г. Асмолов выде- ляет следующие компоненты: кадровый, экономический, мотивационно ценностный, целевой и операционально-технологический. Системно-дея- тельностный подход по мнению А. Г. Асмолова не отрицает ЗУНовского подхода: «На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция – деятельность – компетентность. Компетенция как объективная характери- стика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компе- тентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. И компетентно- стный подход не противостоит деятельностному, а снимается им». Характеризуя системно-деятельностный подход А. Г. Асмолов гово- рит о его нацеленности на развитие личности, на формирование граждан- ской идентичности, указывает на возможность формирования ценностных ориентиров, которые встраиваются в новое поколение стандартов россий-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=