Университет XXI века: научное измерение 2013г

10 созданного макроса. Другие задания требуют проектирования развитого пользовательского интерфейса, использования нескольких объектных мо- делей, разрешения определенных алгоритмических проблем. Такие реше- ния позволяют применять оценку, дифференцированную в зависимости от степени проработанности задания. Литература 1. Алексеев, А. Ю. «Организация и инструментальные средства созда- ния интерактивного учебного пособия по VBA / А. Ю. Алексеев, М. В. Васина, А. А. Колобов // Демидовские чтения – Тула, 2011; История и современность. – Тула: Изд-во «Папирус», 2011. – С. 173–178. М. Ю. Барабанова РЕЧЕВЫЕ «ОШИБКИ» Л. Н. ТОЛСТОГО КАК УЧЕБНЫЙ ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ В современной практике обучения русскому языку под речевыми ошибками понимаются «нарушения употребления слов с точки зрения их значения, а также их форм, грамматических конструкций с позиции соот- ветствия нормам литературного языка в области орфоэпии, лексики и грамматики» [1, с. 205]. Среди речевых ошибок традиционно выделяются собственно речевые (лексические и стилистические), так или иначе связанные с неправильным употреблением слова, и грамматические (словообразовательные, морфоло- гические и синтаксические) ошибки, в основе которых лежит нарушение норм грамматики [1, с. 220, 266]. Кроме речевых, выделяют также ошибки текстовые, которые затруд- няют восприятие речевого произведения. К текстовым относятся, в частно- сти, логические ошибки, приводящие к нарушению связности текста или отдельных его частей [1, с. 301]. Сказанное определяет необходимость формирования у обучающихся (школьников и студентов) трех базовых умений: 1) видеть речевые ошиб- ки, 2) определять их тип, 3) корректировать их, чему способствует выпол- нение упражнений, направленных на выработку вышеуказанных умений. Языковой материал для этой цели может быть найден как в специальных дидактических пособиях, так и в реальных письменных текстах, например, текстах школьных письменных работ учащихся, материалах СМИ (в том числе сети Интернет) и рекламе, в текстах художественных произведений. Последние представляют особый интерес. Так, подлинные или мни- мые речевые «ошибки», замеченные критиками в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» [2, с. 239–241], могут послужить учебным языковым мате- риалом для выполнения ряда коррекционных упражнений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=