Туризи и индустрия гостеприимства: исторический опыт и современные тренды

86 «Приложится к святым мощам не удалось, лишь издалека поклонились им. Так же с трудом пробрались в Архангельский собор… Благовещенский собор и цер- ковь Двенадцать апостолов осмотреть не удалось из-за большого количества народу» [6, л. 12–13]. Только в Чудовом монастыре, где было меньше народу нашим путешественникам удалось приложиться к мощам митрополита Алексия. Поднимались на колокольню Ивана Великого. Гуляли и по Красной площади. После обеда отправились в Зоологический сад (сейчас это Московский зоо- парк), куда их пустили бесплатно: «…посещение Зоологического сада было хо- рошим дополнением к урокам зоологии, так как наглядно ознакомили учеников с представителями семейства» [6, л. 15]. Последним музеем, который посетили учащиеся стал Политехнический музей. Так как царская Россия – это страна, где православие было юридически за- креплено в качестве государственной религии, поэтому посещение храмов и при- кладыванием к святым мощам являлось нормой жизни каждого христианина. Много этому уделялось и в системе образования дореволюционной России. Наши экскурсанты посетили не только соборы Московского Кремля, но и храм Василия Блаженного, Казанский собор и Храм Христа Спасителя . Отмечу, что учителя очень грамотно выстраивали маршрут, чтобы не просто дойти до Кремли или Зоологического сада, а пройти мимо значимого с архитек- турной или исторической точки зрения здания. Тем самым ставилась задача по- знакомить учеников с архитектурными стилями, талантливыми зодчими, исто- рией строения. Например: «После небольшого отдыха отправились в Кремль по Якиманке с целью увидеть дом Игумнова, замечательный строго-выдержанным стилем XVII века» [6, л. 5]. Или: «В чайной лавке напившись чаю, несколько от- дохнули и отправились в Зоологический сад по Воздвиженке, чтобы видеть дом Морозова, который дал нам понятие о Мавританском стиле и удивил пестро- тою…» [6, л. 15]. Кроме вышеуказанных архитектурных памятников в отчете упоминаются здание Румянцевского музея (дом Пашкова), здание Исторического музея, Торговые ряды, дом московского генерал-губернатора, здание Синодаль- ной типографии, здание знаменитой «Филипповской» кофейни. Три дня пробежали незаметно и настало время возвращаться домой. Были подведены результаты поездки. Первым делом посчитали расходы и оказалось, что за три дня потратили всего 1 р. 25 коп. на человека (сдачу тут же раздали) [6, л. 19]. Самое главное, что отметили учителя, ребята, благодаря этой экскурсион- ной поездки, прежде всего получили дополнительные знания к предметам, а также удовлетворили религиозное чувство и сдружились. Были отмечены и ошибки, главная из которых – это недостаток времени, так как за три дня осмот- реть Москву невозможно. Учитывая, что это было время пасхальных каникул и финансовые затраты оказались не очень большими, то можно было бы увели- чить поездку на 4 или 5 дней. Таким образом, из этой поездки можно сделать вывод, что экскурсии в до- революционной России начала ХХ века прочно вошли в образовательный про- цесс. Даже представители небогатых сословий могли себе позволить отправлять детей в такие путешествия, а государство, в свою очередь, посредством всевоз- можных льгот, всячески облегчало и удешевляло этот процесс.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=