Туризи и индустрия гостеприимства: исторический опыт и современные тренды

85 Много это или мало? На этот вопрос можно ответить, проанализировав цены начала ХХ века. Так фунт черного хлеба (400 г) стоил 1–5 копеек; пшеничного – 3–5 копеек; отечественного сыра – 15 копеек; стакан чаю в трактире – 5 коп; чашка кофе – 20 коп. [7] . Кроме того, каждый ученик должен был с собой взять запас провизии на первое время. Всего в поездку отправились 14 учеников и два сопровождающих их учителя. Для ночевки директор Московского учительского института предоставил бесплатное помещение в городском училище при институте, выдал специальные свидетельства на льготный проезд по железной дороге и снабдил распоряжени- ями по осмотру достопримечательностей столицы. В 6 утра отъезжающие собра- лись в училище и сделали сбор. Как написано в отчете: «Кто сдал 3 рубля, кто 2, кто 2, 5, а некоторые по рублю» [6, л. 1] . Взяли всех, никому не отказали. При посадке на поезд начальник станции отвёл им особое отделение вагона и попро- сил проездную прислугу не подсаживать других пассажиров. В Москву приехали на Павелецкий вокзал, пешком добрались до института, который располагался недалеко. Там их напоили чаем, показали, где они будут ночевать, и в 12 часов дня ребята отправились на экскурсию по Москве. Что же планировали посетить за эти тря дня? Во-первых, это ряд музеев, которые расширили бы знания учащихся. Во-вторых, это посещение московских храмов, что соответствовало религиозной политике государства того времени. И в-третьих, это знакомство с архитектурными шедеврамиМосквы, что способство- вало бы культурному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Для посещения было выбрано три музея и Зоологический сад, которые наиболее подходили с точки зрения возраста и познавательных возможностей учащихся. Прежде всего, конечно, это Третьяковская галерея. В отчете подробно описываются картины художников, которые им удалось посмотреть: портреты великих писателей (Толстого, Гончарова, Некрасова, Тургенева, Аксакова, Шев- ченко и пр.), картины религиозного содержания (Ге, Ярошенко, Нестерова и др.), исторические полотна (Сурикова, Репина и др.). В конце делается вывод: «Про- шли только несколько комнат, а уже около 4-х часов… Не многое видели, но узнали, где находится богатство художественных произведений, и все вышли с твердым намерением при первом удобном случае осмотреть галерею более по- дробно и основательно» [6, л. 5]. В программу посещения вошел и Московский Кремль. Сюда экскурсанты будут приходить дважды, так как за один раз было нереально охватить все его достопримечательности. В Кремле ребята осмотрели Царь-колокол, Царь-пушку, ныне уже не существующий памятник Александру II, (автор – П. В. Жуковский, сын известного поэта) и Кремлевские храмы. В отчете содержится интересное описание посещения Большого Кремлевского дворца. Оказалось, что попасть в него невозможно, так как дворец был занят под сбор пожертвований на русско- японскую войну, организованный великой княгиней Елизаветой Федоровной. Однако, «…комендант снизошел к нашей просьбе и выдал билеты для осмотра» [6, л. 10] . Ребята прошлись по парадной лестнице, Георгиевскому, Владимир- скому и Андреевскому залам, посетили Зимний сад. Затем побывали в Теремном дворце Алексея Михайловича. С большим трудом попали в Успенский собор:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=