Туризи и индустрия гостеприимства: исторический опыт и современные тренды

84 и других механических предметов, если оные находятся в окрестностях того места, где состоит гимназия. Учитель естественной истории и технологии соби- рает травы, различные роды земель, камней, и изъясняет их свойства и отличи- тельные признаки. В зимнее время, сей же учитель с частью своих учеников осматривает в городе фабрики, мануфактуры и мастерские художников, дабы предметы, которые он преподает по сей части, объяснить практикой…» [3]. В начале ХХ века школьные экскурсии применялись в образовательном процессе уже повсеместно. Стали издаваться специализированные журналы. Во- первых, на это повлиял циркуляр Министра народного просвещения от 2 августа 1900 г., который вместо летних каникулярных работ учеников, состоявших глав- ным образом из письменных упражнений по разным предметам, рекомендовал организовывать для них образовательные прогулки, путешествия или какие-либо другие занятия и развлечения. При этом Министерство рекомендовало окруж- ному начальству обратить особое внимание на прогулки и путешествия с образо- вательными целями, рассчитывая со временем вводить их в более широких разме- рах, с целью сделать преподавание в средней школе более живым и наглядным [4, с. 41–42]. Во-вторых, 9 марта 1902 г. был введен специальный тариф на проезд учащихся по железной дороге. Если расстояние не превышало 50 вёрст, то оно было для учеников полностью бесплатным, а свыше того оплачивалось по осо- бому детскому тарифу, что было значительно дешевле от полной цены билета. Кем же были ученики Каширского городского училища, отправившиеся в экскурсионную поездку, по возрасту и социальному статусу? В системе обра- зования дореволюционной России начала ХХ века городские училища занимали промежуточное положение между начальной и средней ступенью. Сначала их называли уездными училищами, а после реформ Александра II – городскими учи- лищами [4, с. 9]. Разница заключалась не только в названии, предполагалось, что они будут давать более полное образование малоимущим слоям населения, чем начальные народные училища. Их минусом было то, что обучение было платным, и, как отмечало само Министерство просвещения, «…сравнительно дорого стоя- щим» [4, с. 9]. Процесс обучения в городских училищах продолжался шесть лет. В 1904 г. в Тульской губернии насчитывалось 1758 учебных заведений, 67 из которых находились в уездных городах [5, с. 29]. В Кашире в начале ХХ века было всего 4 училища, одним из которых и было городское Каширское училище, в котором обучалось 72 мальчика [5, с. 104] . Как раз для учеников старших клас- сов и была организованна экскурсионная поездка в древнюю столицу нашего гос- ударства – Москву. Для поездки было выбрано удобное время – три дня пасхаль- ных каникулы с 30 марта по 1 апреля. Как написано в отчете экскурсии, который хранится в Государственном архиве Тульской области (далее ГАТО): «В виду большого образовательного и воспитательного значения экскурсий учеников, в Каширском городском училище было намечено несколько поездок для ознаком- ления с замечательными местами России. На первый раз была избрана Москва, как ближайший и особо важный в истории, а также в промышленном отношении город» [6, л. 1] . На поездку в Москву согласились почти все ученики, но некоторые отказа- лись из-за финансовых трудностей. Было решено собрать по 2 или 2,5 рубля.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=