Туризи и индустрия гостеприимства: исторический опыт и современные тренды

83 УДК 9.908 ЭКСКУРСИИ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА (на примере экскурсионной поездки учеников Каширского городского училища) О. В. Шевелева, кандидат исторических наук, доцент Института туризма и креативных индустрий ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (г. Тула, РФ) Аннотация. Статья посвящается особенностям организации и проведения школьных экскурсий в дореволюционной России в начале ХХ века. Главным источни- ком послужило дело об экскурсионной поездке учеников Каширского городского учи- лища в Москву, которое хранится в Государственном архиве Тульской области. Об- ращение первоисточнику позволяет взглянуть на событие глазами непосредст- венных участников. Ключевые слова: дореволюционная Россия, школьная экскурсия, Каширское городское училище, поездка в Москву, московские музеи, московские храмы, москов- ские архитектурные памятники. Abstract. The article is devoted to the peculiarities of organizing and conducting school excursions in pre-revolutionary Russia at the beginning of the twentieth century. The main source was the case about the excursion trip of students of the Kashira City School to Moscow, which is stored in the State Archive of the Tula Region. Turning to the original source allows you to look at the event through the eyes of the direct participants. Keywords: pre-revolutionary Russia, school excursion, Kashira City School, trip to Moscow, Moscow museums, Moscow churches, Moscow architectural monuments. Педагогическая наука даёт определение школьной экскурсии как формы ор- ганизации учебно-воспитательного процесса, позволяющей проводить наблюде- ния и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее [1]. Однако не надо думать, что школьная экс- курсия – это изобретение современной педагогики. Многие специалисты по ис- тории туризма в России отмечают, что уже в XVIII веке в нашей стране начинает зарождаться детский (школьный) туризм [2]. Тем не менее, первым документом, в котором содержатся четкие методические указания по проведению экскурсий среди учащихся – это «Устав учебных заведений, подведомых университетам» 1804 года. В нем написано: «Дабы лучше соединить теорию с практикой и дать ученикам ясное понятие о многих предметах, которые проходили они в классах, учителя, преподающие математику, естественную историю и технологию, долж- ны с более успевшими из своих учеников ходить во время вакансии за город; сие послужит тем ученикам некоторого рода награждением. Учитель математики приобучает учеников к главнейшим действиям практической геометрии и пока- зывает им в сих прогулках различные роды мельниц, гидравлических машин

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=