Тульская историческая весна - 2023

99 кументе статус православной церкви подтверждался не только на словах, но и контекстуально, при этом униатская церковь ставилась на один уровень с ка- толической и обвинялась в пособничестве последней. Можно говорить о том, что политика по отношению к католической и уни- атской церкви носила «оборонительный» характер. Учитывая происходящие в Польше потрясения, вряд ли можно было в агрессивной манере начинать но- вую церковную политику и навязывать православие, так как подавляющее большинство населения Польши было католиками [5]. К тому же религиозные убеждения среди поляков были особенно крепки. Правительство старалось влиять на распространение православной веры за счет ограничения распростра- нения и роста католичества, так как это позволяло снизить недовольство и в то же время ослабить польскую религиозную экспансию на восток. Правительство, используя в церковной сфере ограничительную стратегию по отношению к инославным церквям, стремилось, во-первых, «отделить» в Царстве Польском католиков и униатов от революционного движения, а, во- вторых, приспособить институт католической церкви под нужды империи. При Николае I не только ограничивалось строительство католических и униатских церквей, но и поощрялось устройство православных в польских землях. Так, 26 августа 1835 г. император учредил церкви в Новогеоргиевской, Замосцкой и Варшавской Александровской цитадели [13]. После этого, в 1839 г., произошло воссоединение униатов с православ- ными, что фактически означало упразднение униатства на польских землях. В 1838 г. униаты составляли около 5 % населения Царства Польского (около 200 тыс. человек), а православные – значительно меньше одного [5]. Б. В. Носов отмечал, что на решение польского вопроса и жизнь бывших униатов (кроме ду- ховенства) воссоединение почти не повлияло, в то же время политика проводи- лась, не встречая каких-то серьезных проблем [10, с. 150]. А. И. Миллер писал о желании присоединить к унии в западных губерниях еще и католиков [4, с. 110]. Такой план был чересчур амбициозным, его приостановил Николай I. Была утверждена секретная инструкция, по которой генерал-губернаторам за- падных губерний необходимо было донести до католического высшего духовен- ства информацию о том, что принятые меры касаются только униатов [6, с. 19]. Ю. Н. Денисов в своей монографии рассматривает воссоединение с точки зрения международных отношений и добавляет информацию о несогласных униатах, основавших секты и самостоятельно проводивших церковные ритуа- лы, а также о том, что католики оградились от них, за что получили «некоторые поблажки» [3, с. 414]. Зарубежные авторы дают иные комментарии об унии. А. Каппелер, рас- сматривая национальную политику Николая I в Польше как «жестко интегра- ционную», приходит к выводу, что в итоге, несмотря на то, что российское пра- вительство старалось с помощью воссоединения православных и униатов «устранить или уменьшить влияние католической церкви и польской культуры на эти крестьянские народы» (так он называет украинцев и белорусов), поль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=