Тульская историческая весна - 2023

55 населения губернии в лютеранство (в результате браков), а также прибытием но- вых лиц лютеранского вероисповедания для прохождения службы в губернии. Иудейская община История иудаизма в тульском крае начинается в 1830 – начале 1840-х гг. с прибытия на Тульский оружейный завод еврейских рекрутов из Волынской губернии, распределенных в подвижные инвалидные роты, задачами которых были несение караула, чистка содержащегося в арсенале оружия, доставка про- вианта и обслуживание завода [6]. Подавляющее большинство прибывших на службу евреев было религиозным, поэтому сразу возник вопрос о помещении для синагоги. К середине 1850-х гг. число евреев, приписанных к ТОЗу, состав- ляло 300 человек [6]. Просьбы еврейских военнослужащих были выполнены за- водским начальством, и в середине 1840-х гг. была открыта первая иудейская молельня для нижних чинов, служивших при заводе. На аренду помещения для молельни военным начальством выдавались квартирные деньги [6]. Первым официальным (казенным) раввином г. Тулы стал Мейер Исаакович Зафрен, которого утвердило на должность руководство Тульского оружейного завода 1 декабря 1860 г. В 1866 г. солдаты-евреи получили право не только повсемест- ного жительства, но могли вместе со своими семьями приписываться в ме- щанство или купечество. Купцам первой гильдии, лицам с высшим образовани- ем и ремесленникам было разрешено проживание вне «черты оседлости» (ГАТО. Ф. 445. Оп. 3. Д. 63. Л. 1а; Ф. 445. Л. 2; Ф. 445. Оп. 3. Д. 63. Л. 2об.; Ф. 445. Оп. 3. Д. 63. Л. 3). Согласно отчету за 1897 год, в Туле действовало 8 хедеров и 1 Талмуд- Тора (иудейское религиозное училище).В хедерах учились 62 мальчика и 7 де- вочек, в Талмуд-Торе – 31 мальчик. Все расходы на содержание школ несла община во главе с раввином [6]. В 1910 году в Туле действовало 3 иудейских молитвенных дома с хозяйственными правлениями [6]. Таким образом, мы видим, что несмотря на территории Тульской губернии с середины XIX в. расселялись представители иных этноконфессиональ- ных групп, которые принесли в Тульскую губернию свою религию, традиции и обычаи. «Инославные» заняли определенную нишу в социальной структу- ре губернии, их подавляющее большинство принадлежали к интеллигенции и к различным категориям служащих. Этот факт подтверждает тезис А. Капел- лера [7, с. 98–101] об этническом разделении труда в Российской империи и ро- ли приглашенных на русскую службу иностранцев как проводников модерни- зации русского общества по западному типу. Библиографический список 1. Берестова Е. М., Васина Т. А. Этноконфессиональная структура населе- ния Камско-Вятского региона в XIX веке // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. История и филология. 2016. Т. 16. Вып. 1. С. 82–89.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=