Тульская историческая весна - 2023
54 людей драгунского строя в Туле». И. Ф. Афремов сообщал о 600 иноземных мастерах, приглашенных на оружейный завод Виниуса [8, с. 8]. В XVIII в. чис- ленность немцев, проживающих в Туле, значительно возросла. Этому содей- ствовало развитие металлургической промышленности и оружейного произ- водства при Петре I и манифест Екатерины II от 22 июля 1763 г., по которому иностранцы, прежде всего, выходцы из германских земель, приглашались в Россию. При этом им обещалась свобода вероисповедания [9]. Первая официально зарегистрированная лютеранская кирха появилась в Туле в начале 1820-х гг. в доме аптекаря Генцеля (ныне здание «Старой туль- ской аптеки») на ул. Киевской (ГАТО. Ф. 1793. Оп. 1. Т. 1. Д. 598. Л..4) (совр. проспект Ленина). Во время пожара 1834 г. в Туле сгорел аптекарский дом, в котором погибла вся церковная утварь. После пожара аптекарь Лейкер (по- мощник церковного старосты Тульской евангелическо-лютеранской церкви (далее – ТЕЛЦ)) предоставлял для отправления богослужений большую залу в своем доме [8, с. 49]. В 1857 г. статский советник Э. Н. Бодиско, зять тульско- го губернатора Е. Е. Штадена и его бывший адъютант, подарил лютеранскому обществу два дворовых места на Миллионной улице (совр. ул. Октябрьская), д. 21 и 22 (ГАТО. Ф. 297. Оп. 1. Д. 87. Л. 7), где проходили богослужения до 1918 г. Одно из мест было отдано под кирху, другое под пасторский дом (ГАТО. Ф. 743. Оп. 3. Д. 108. Л. 1). В 1859 г. евангелическо- лютеранской об- щине Тулы предоставили участок для захоронения усопших на Всехсвятском кладбище. Впоследствии рядом с лютеранскими захоронениями появятся като- лические. Данный участок кладбища (лютерано-католический) содержался за счет средств лютеранской и католической общин города [8, с. 50–51]. В 1900– 1904 гг. ТЕЛЦ организовала строительство новых ворот в готическом стиле и каменной ограды на этом участке кладбища [8, с. 53]. Этнический состав евангелическо-лютеранской общины г. Тулы являлся однородным: общину составляли немцы. Социальную основу евангелическо- лютеранской общины г. Тулы составляла интеллигенция (врачи, аптекари, фар- мацевты, педагоги, ученые), а также купцы и предприниматели, военные, об- щественные и политические деятели. Лютеранское население появилось в Тульской губернии по причине не- хватки высококвалифицированных кадров в тех или иных отраслях экономики, управления и социальной сферы, поскольку оно состояло в подавляющем большинстве из иностранцев (немцев), выходцев из Европы, из земель с высо- ким уровнем социально-экономического развития. Опыт передовых стран Ев- ропы был востребованным на российской «почве» для развития экономики Рос- сии (в том числе, и отдельных губерний). Поэтому из Европы приглашались различные специалисты (в том числе и немцы), среди них были и лютеране, ко- торые образовывали свои общины. Поэтому подавляющее большинство пред- ставителей лютеранского населения Тульской губернии составляла интелли- генция. Увеличение численности лютеранского населения Тульской губернии к концу XIX в. может объясняться, по аналогии с римско-католическим населе- нием губернии, увеличением рождаемости, увеличением перехода русского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=