Тульская историческая весна - 2023

53 нии в XIX в. В целом эта проблема не изучена, хотя имеются публикации, по- священные истории отдельных конфессий: римско-католической [10], лютеран- ской [7] и иудейской религиозных общин [4, 11]. Римско-католическая община Первые сведения о тульских католиках появились в середине XIX в., когда в 1845–1846 гг. в Тульском Александровском кадетском корпусе обучался Альфонс Леонович Шанявский, известный золотопромышленник, меценат, ос- нователь первого в России народного университета (1908 г.). В этот же период в Тулу приезжал военный капеллан, бернардинец о. Бенигнус Липень, в обя- занности которого входило совершение таинств и обрядов по образцу Римско- католической церкви для военного и гражданского населения Смоленской, Ка- лужской, Орловской и Тульской губерний [3, с. 5]. В 1860-е гг. в Туле появилась арестантская полурота, состоящая из участ- ников польского восстания 1863 г. Постепенно в городе образовалась католиче- ская община. В декабре 1885 г. была открыта римско-католическая часовня (освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы). Тульская община входи- ла в состав калужского прихода, который, в свою очередь, относился к Моги- левскому диоцезу. В 1896 г. был возведен храм святых апостолов Петра и Пав- ла на пересечении улиц Киевской (ныне пр. Ленина) и Мотякинской (ныне ул. Льва Толстого) ( Государственное учреждение «Государственный архив Туль- ской области» (далее – ГАТО). Ф. 743 Оп. 1. Д. 1388. Л. 24 ). Оно было спроектиро- вано губернским архитектором, католиком по вероисповеданию Э. Сковрон- ским [3, с. 8]. В 1902 г. тульская церковь отделилась от калужского прихода, и в Туле образовался самостоятельный приход. В 1859 г. на территории Всех- святского кладбища был выделен участок для погребения лиц лютерано-като- лического вероисповедания. Этнический состав тульских католиков был очень разнообразным: поляки (1005 человек), немцы (771 человек, вероятнее всего, здесь и лютеране, и като- лики), литовцы, латыши, чехи, французы, русские и украинцы, а также гол- ландцы, португальцы и австрийцы, временно проживавшие в Тульской губер- нии [10]. По социальному положению римско-католическое население Туль- ской губернии состояло из людей разных сословий и разного уровня доходов. Они служили в администрации, на железной дороге, в армии, работали врача- ми, занимались предпринимательством, были деятелями культуры и науки, а также рабочими, крестьянами, домохозяйками и пенсионерами [3, с. 9, 19]. При возникновении римско-католической общины Тульской губернии ее основу составили ссыльные участники польского восстания 1863 г., а также различные служащие, оказавшиеся в Тульской губернии по своими делам или откомандированные сюда, а также члены их семей. Евангелическо-лютеранская община Впервые немцы упоминаются на тульской земле в окладной книге Ино- земного приказа (1628 г.) среди иноземцев, «устроенных по городам» (в том числе, и в Туле). Непосредственно немцев среди них насчитывалось 138 чело- век. В 1643 г. в ведении Иноземного приказа числилось 27 человек «начальных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=