Тульская историческая весна - 2023

50 поддержке профессоров Московского университета в том же году в Москве были организованы курсы на Лубянке. Они были платными для слушательниц, их посещали 90 женщин, а записалось около 200. Вскоре выяснилось, что точ- ные и технические науки особенно привлекали женщин: около 100 человек по- сещали лекции по математике и 150 – по физике [10, с. 35]. Спустя время на базе Лубянских были открыты курсы профессора Герье и врачебные в Петербурге. Также создатели высших женских курсов осознавали недостаточную под- готовку женщин к слушанию университетских курсов как общих, так и меди- цинских. Многие просвещенные люди России поддерживали стремление жен- щин к высшему образованию. Активное участие в обучении женщин принима- ли профессора и известные педагоги: О. О. Миллер, Д. И. Менделеев, А. Н. Бе- кетов, Страннолюбский и др. [1]. Благодаря профессорам Груберу и Лесгафту, петербургские женщины могли по вечерам посещать лекции в театре медицин- ской Академии. При участии врачей Екатерининской больницы в Москве от- крылись курсы для фельдшеров «с практической частью» [8, с. 537–539]. Вско- ре были открыты специализированные медицинские учебные заведения, гото- вившие фельдшериц и акушерок, в том числе и в провинциальных городах. Например, с 1872 г. тульские женщины могли поступать в школу по подготовке фельдшеров и акушерок [13]. Деятельность женских курсов способствовала изменению настроений в российском обществе по поводу взглядов на женское образование. Так, тор- жественно открылась в 1872 г. Медико-хирургическая академия для акушерок при военном министерстве. Обучение приравнивалось к полному медицинско- му образованию наравне с университетом с правом осуществления врачебной деятельности женщин в качестве хирурга или терапевта в земствах, клиниках, больницах. Из поступивших около 900 девушек к 1882 г. после успешной сдачи экзаменов окончили полный пятилетний курс всего 181 [8, с. 641]. Несмотря на наступивший в конце XIX в. период реакции победа была достигнута путем официального открытия женского Медицинского института. В результате борь- бы женщин за образование порядок приема сопровождался фиксированной платой, серьезной организацией обучения, за что женщины официально полу- чали диплом и разрешение на труд [1, с. 176–177]. Что касаемо педагогической сферы, то в 1876 г. были учреждены высшие курсы университетского типа К. Н. Бестужева-Рюмина, принимавших студенток со средним уровнем обра- зовательной подготовки. В отличие от медицинских курсов, общие высшие работали в 1878–1899 гг. и из приблизительных данных о 13 тыс. человек получили свидетельство об полученных знаний полного высшего курса около 1600 выпускниц [3]. Нужно отметить, что доступ женщин к образованию был результатом борьбы женщин за повышение своего статуса и желание стать участницами общественной жизни государства. Популяризация идеи женской эмансипации протекала не без помощи либерально настроенной мужской половиной населе- ния. Из чего можно заключить, что заинтересованность общества в приобрете-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=