Тульская историческая весна - 2023

49 Женский вопрос в период Великих реформ привлек внимание российской общественности, началось активное обсуждение темы на страницах журналов. Особенно активно выступали за коренные изменения в воспитании и образова- нии женщин представители радикального крыла, считая это важнейшей задачей всего человечества. Особенно часто по этому вопросу писал известный поэт- революционер М. Л. Михайлов, попав под влияние идей известных европей- ских феминисток Женни Д’Эрикур, Е. Тур и Мишле [11]. По словам Р. Стайтса, он первый пытался донести до общества с закостенелыми вековыми предрас- судками практическую значимость предоставления прав и свобод женщинам в цивилизованном мире [14, с. 36]. Деформация традиционных ценностей, с точки зрения М. Л. Михайлова, позволяет поменять и отношение общества к браку благодаря достижению равного уровня образования супругов [11, с. 306]. Готовность приносить пользу обществу побудила российских женщин не только помогать в тылу раненым, но и содействовать тем представительницам слабого пола, которые хотели получить образование. В стране стали организо- вываться женские общества (кружки), ибо «во многих зажглась… идея женской совместной общей работы и общественной деятельности» [15, с. 146–147]. Ак- тивистки были убеждены, что образование открывает дорогу к профессии и за- работку. Но, как они полагали, этому препятствует «стена вековых предрассуд- ков». Л. Г. Шельгунова упоминала, что общество тяжело воспринимало мысль о женском развитии: «ученые женщины» не способны к деторождению и вос- питанию, а это противоречит светскому укладу жизни» [2, с. 116]. Представи- тельницы петербургской интеллигенции начали добиваться доступа в универси- теты для женского пола. Феминистическая кампания, развернутая М. В. Трубни- ковой, А. П. Философовой и другими активистками, поставила задачу «добить- ся единения женщин для достижения общей идеи – равноправия» [16, с. 3.]. По словам Н. В. Стасовой, в 1868 г. женщины приступили к «великому предприятию» по борьбе за высшее образование: начали писать ходатайства ректорам университетов и министру просвещения Д. А. Толстому [15, с. 178]. Они хотели, чтобы существовавшее женское среднее образование, было подня- то «до мужского уровня», т. е. до высшего. Активистки ратовали за допуск женщин к публичным университетским лекциям, за уравнение программ жен- ских гимназий с мужскими [16, с. 172]. Им долго отказывали, объясняя разны- ми, иногда объективными, иногда надуманными причинами: отсутствием от- дельных помещений в университетах, нехваткой финансирования, недостаточ- ной подготовкой девушек к слушанию лекций по естественным наукам, исто- рико-филологическим дисциплинам, физике, математике и языкам. Н. В. Стасо- ва сетовала, что в России для женщин все было закрыто: «ничего нельзя было достичь, возьмешь газету – ты синий чулок, хочешь учиться не по «дамским» учебникам – куда тебе!» [15, с. 184]. По женской инициативе в 1869 г. в Петербурге были открыты бесплатные Аларчинские курсы, на которых читали лекции лучшие петербургские профес- сора (К. Н. Бестужев-Рюмин, И. И. Мечников, А. Н. Энгельгардт и др.). При

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=