Тульская историческая весна - 2023
43 и пожертвованиям в пользу воинов и их семей – рупором общественной мысли стало церковное периодическое издание «Тульские епархиальные ведомости», где начали появляться статьи, взывающие к милосердию: «Посмотрите, какое вокруг вас расстилается широкое поле для святой благотворительности! На вас с надеждой, полными слез очами смотрят осиротевшие семьи, лишившиеся своих кормильцев. От вас ждут помощи больные и раненые воины, для защи- ты земли и вашего благополучия жертвовавшие своим здоровьем и жизнью» (А. К. Родина зовет! // Тульские епархиальные ведомости. Август 1914 г. № 30. С. 429). В журнале появляются статьи, рассказывающие об ужасах войны, рас- коловшей мировую историю надвое, боях, простирающихся на тысячи кило- метров и тянущихся неделями, и уже не могут оставить равнодушными к судь- бе раненых солдат проникновенные слова «жить не значит только созерцать жизнь, но и творить жизнь» из статьи А. Вечернего «Будем бодрствовать» (А. Вечерний. Будем бодрствовать // Тульские епархиальные ведомости. Январь 1915 г. № 1/2. С. 3–4). Благотворительная деятельность церкви воплощалась довольно большим разнообразием мероприятий, помогающих воинам и сиротам как напрямую – через создание церковных лазаретов и приютов, так и косвенно – посредством сбора пожертвований для их дальнейшей реализации в пользу нуждающихся самой церковью или перенаправления в иные организации. В первую очередь необходимо раскрыть те аспекты благотворительной деятельности духовенства Тульской губернии, которые позволяли заложить механизмы аккумулирования средств, без которых помощь раненым воинам и детям, потерявшим родителей, ограничивалась бы рамками проповедей. Одним из видов сбора пожертвований являлись благотворительные вечера, неоднократно проводимые священнослужителями в Доме Дворянского собра- ния. На них выступали воспитанники духовно-учебных заведений, звучала му- зыка Архангельского, Кастальского и других. Вырученные средства от такого религиозно-патриотического вечера, проведенного в апреле 1915 года, превы- сили 700 рублей (И. С-ч. На «красное яичко» – солдату! // Тульские епархиаль- ные ведомости. Апрель 1915 г. № 15/16. С. 229–230). Значимость суммы по- жертвований, собранных духовенством, легче понять в сравнении. К примеру, на 1914 отчетный год по Тульской губернии наивысшая цена четверти ржи в декабре составляла 9 рублей 58 копеек. Средняя годовая плата наемного работни- ка равнялась 106 р., в то время как представительницы женского пола на этом по- прище получали 64 рубля (Памятная книжка Тульской губернии на 1916 год // Из- дание Тульского губернского статистического комитета, 1916 г. С. 16). Использовался священнослужителями в том числе и традиционный опыт кружечных и тарелочных сборов в храмах. Однако в некоторых случаях из-за бедности прихода необходимо было искать дополнительные средства за преде- лами храмов, как случилось в Богородицке, где попечительский совет Соборно- Троицкого прихода подал прошение губернатору о разрешении кружечного сбора в пользу семей военнослужащих в базарные и ярмарочные дни (Государст-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=