Тульская историческая весна - 2023
32 мужу, а дети – родителям. Незыблемость власти отца и мужа порой приводила к насилию над женщиной-крестьянкой. Однако, стоит отметить, что дети не подвергались жестоким наказаниям. Сдерживающим фактором для модернизации брачно-семейных отношений в крестьянской среде было особое положение данной социальной группы в об- ществе. Несмотря на отмену крепостного права, материальное состояние кре- стьян не улучшилось, а претерпевало еще больший упадок. Для сохранения ма- лейшей надежды на существование жителям деревни приходилось уходить на заработки в другие села или города. Нельзя не упомянуть и о сохранении об- щинного землевладения после падения крепостного права. Изначально имея, казалось бы, оптимальную цель не допустить разорения крестьянской семьи, поземельная община привела к ликвидации любой инициативы жителей дерев- ни изменить свое экономическое положение. Помимо этого, высокие налоги с населения и частые переделы земли мешали развитию хозяйства. Именно об- щинное землевладение, на наш взгляд, можно считать основным фактором, не допустившим влияния реформ в крестьянской среде. Но кроме материальных причин, сдерживающих модернизацию брачно- семейных отношений в крестьянстве, можно отметить и духовно-нравствен- ную. Частная жизнь деревенской семьи нередко становилась достоянием об- щественности, и поэтому, ученым и исследователям известны участившиеся в XIX в. случаи снохачества. О существовании такого явления свидетельствует пословица, сохраненная собирателем живого великорусского языка Владими- ром Ивановичем Далем: «Здравствуйте, братцы, жены моей дети; скажите ва- шему отцу и моему отцу, что жены его муж приехал» [4, c. 503]. Молодая де- вушка, пришедшая в свой новый дом, подвергалась развратному поведению свекра, терпела сожительство с ним. Немногие из крестьянок добивались изме- нения такого положения в судебном порядке. Суд не позволял допустить разво- да и наказания свекра за насилие над девушкой. Данный факт может говорить об усилении патриархальных скреп в деревенской среде и о низкой социальной защищенности крестьянок. Тем самым сохранялось консервативное положение в области семейно-брачных отношений. Вся процессуально-правовая деятельность, связанная с деревенскими се- мьями, была в руках церкви. Но, несмотря на иллюзорное согласие крестьян со своим положением, мы можем увидеть, что каноническое право не справля- лось с новыми тенденциями в развитии брачно-семейных отношений. Деревен- ские жители на рубеже XIX–XX вв. стали формировать семьи, ограниченные только ближайшими родственниками: супруги и их дети. Постепенно роль старшего мужчины в семье стала угасать, а крестьянки получали все больше возможностей на изменение своего положения. Они могли уйти в другую де- ревню на заработки или получить судебную защиту от семейного насилия и даже развод с бунтующим мужем [6, с. 243]. Нельзя не упомянуть об учащении случаев такого невозможного ранее яв- ления, как отказ крестьянки выйти замуж. Яркий пример массового отказа от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=