Тульская историческая весна - 2023
178 Проблема «Руси и кочевников» оставалась актуальной на протяжении все- го XX в. у российских историков. Советская российская историческая наука также представлена многочисленными научными выводами и концепциями по рассматриваемой проблеме. После революционных событий произошел совер- шенно новый поворот в исследовании особенностей взаимоотношений Древней Руси с кочевниками. Впервые были опровергнуты, изменены и дополнены научные концепции предшествующего XIX в., а именно ошибочной была при- знана концепция «географического фактора», поставлена под сомнение гипоте- за о негативном воздействии кочевых племен на развитие Руси, даже было вы- двинуто научное предположение о том, что кочевников некорректно рассмат- ривать как «варварский и хищный» народ, ведь их духовная и материальная культура ни в коем образе не отставала от культурных достижений оседлого древнерусского населения. В 1920–1930 гг. значимым трудом по истории взаимоотношений Древ- ней Руси с кочевой периферией стало исследование А. Ю. Якубовского «Фео- дальное общество Средней Азии и ее торговля с Восточной Европой в X– XV вв.» [7]. В данной работе историк подчеркивает, что наиболее важным ас- пектом взаимоотношений Руси с половцами являются вовсе не военные столк- новения, а экономические связи, выраженные постоянными торговыми отно- шениями [7, c. 15]. Такой взгляд А. Ю. Якубовского на изучаемую проблему был колоссальным прорывом и основанием для дальнейшего разностороннего исследования данного вопроса. В последующее десятилетие XX в. начала зарождаться тенденция к некой идеализации русско-половецких взаимоотношений. Однако широкого распро- странения данная концепция не получила. Уже с 1950-х гг. к изучению истории взаимоотношений Руси с кочевниками начали активно привлекаться археологиче- ские находки, это способствовало в более широком смысле понять не только во- енно-политический аспект этих взаимоотношений, но и так называемый «феномен культурного обмена». Прогрессивным исследователем в этом направлении стала С. А. Плетнева. Ее труд «Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях» за- служивает особого внимания, так как Плетнева привела ценные сведения о внут- реннем социально-экономическом и общественно-политическом развитии коче- вых народов, подкрепив свои аргументы археологическими данными [4]. Вплоть до конца 1980-х гг. сохранялась прогрессивная тенденция в изуче- нии и тщательном, разностороннем исследовании различных аспектов взаимо- отношений Древней Руси с кочевыми народами южнорусской степной полосы. Однако с 1990-х гг. динамика такого рода исследований начинает постепенно снижаться. Несмотря на это, на сегодняшний день российская историография располагает обширной и содержательной базой по рассматриваемой проблеме. Однако до сих пор многие вопросы остаются приоритетными и актуальными для дальнейших исследований. В частности, вопросы духовно-культурного, идеологического и ментального взаимовлияния между кочевниками и оседлым древнерусским населением.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=