Тульская историческая весна - 2023

170 дить, позволило использовать науку как инструмент для проведения индустри- ализации, развития сельского хозяйства и утверждения марксистско – ленин- ской идеологии [7]. Примером же прямого влияния можно считать два декрета: «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» [5, с. 539] и «О Народном Комиссариа- те по просвещению» [5, с. 127–128]. Оба декрета подчиняли науку государству, выстраивая четкую иерархию. Таким образом, можно говорить о том, что вы- страивалась иерархия двух уровней – внешняя (наука и другие социальные ин- ституты) и внутренняя (наука и ее элементы). Причем и то, и другое подчиня- лось новой власти на основании закона. Еще одним направлением институционализации стало изменение репре- зентации социального статуса ученого. Судя по проанализированным законодательным актам, одной особеннос- тей репрезентации социального статуса в новых условиях должно было стать понижение роли статусных символов, которые до этого имели место в Россий- ской империи с одновременным усилением авторитета в научной среде. Об этом говорит Постановление народного комиссариата по просвещению «Об от- мене форм и учебных знаков во всех учебных заведениях» [6, с. 381]. Для настоящего исследования важно то, что символы ученых степень отменялись наравне с остальными. Интересно что, уничтожая старый способ репрезентации социального статуса, государство не предложило нового. Это явление можно считать весьма уникальным, ведь в конечном итоге советская власть изъяла один из компонентов социального статуса, что должно было снизить желание старых научных кадров продолжать деятельность. Данный акт и подобные ему показывают, что с приходом советской власти менялась сама сущность соци- ального статуса: неравенство, выраженное в денежной или иной сходной форме должно было уступить место авторитету, опирающемуся на всеобщее призна- ние заслуг отдельного исследователя. Документом, который можно считать некоторым итогом институционали- зации раннего советского времени можно считать Декрет о Социалистической Академии Общественных наук [5, с. 381]. Данный акт важен тем, что это одна из первых попыток создания полноценного института внутри науки, основан- ного на новых социальных нормах. Несколько пунктов указанного декрета имеют особое значение. П.1. Декрета говорит о том, что данная Академия должна распространять гу- манитарное знание с точки зрения социализма и коммунизма. Следовательно, со- ветская наука становилась в институциональную зависимость не только от госу- дарства, но и от института пропаганды, так как деятельность любой организации не могла противоречить коммунистическим воззрениям. Таким образом, данный акт позволяет сделать заключение о том, что советская власть подчиняла науку как социальный институт не только на законодательном уровне, но и на уровне мировоззрения и миропонимания людей, разделявших марксистские идеалы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=