Тульская историческая весна - 2023

169 вием этого закона должно было стать значительное ограничение горизонталь- ных связей и резкое замедление социальной мобильности для представителей высших сословий в научной среде. Теперь люди из таких сословий как дворяне теряли свои привилегии, что значительно должно было усложнить коммуника- цию между ними и остальным обществом. Более того, государство относилось к ним с враждебностью, следовательно, остальные социальные группы также не могли активно взаимодействовать с ними. Данный декрет, с этой точки зрения, должен был способствовать изоляции и вытеснению из науки представителей высших сословий. Таким образом, вторым направлением институционализации является «за- селение» социального института новыми людьми. Безусловно, именно люди выполняя социальные нормы, дают социальному институт возможность под- держивать себя в социальном пространстве. Примером в данном случае можно считать Декрет «Об учреждении инсти- тутов для подготовки красной профессуры» [5, с. 128–129]. Согласно докумен- ту, требовалось создать некоторое количество институтов для подготов- ки специалистов по историческому материализму, теоретической экономии и проч. У преподавателей времен Российской империи не существовало подоб- ной квалификации, а потому сохранить свое положение для них становилось еще более сложно. Третье направление институционализации – усиление зависимости науки от государства. По всей видимости, она происходила на двух уровнях – прямом и косвенном. Пример косвенного влияния на развитие науки – это Дерет «О государст- венном издательстве» [5, с. 221–222]. Для настоящего исследования важно, что вопросы печати научных работ должен был решать отдел русского языка и словесности при Академии наук. Следовательно, государство получало, фак- тически, монополию на издание научной литературы. Таким образом, данный декрет регулировал взаимоотношения науки и государства, как социальных институтов, усиливая зависимость первого от второго. Таким образом, госу- дарство, во-первых, получало возможность определения, какие именно науч- ные работы и как именно будут напечатаны. Следовательно, данный акт с ин- тересующей нас точки зрения можно рассматривать как важнейший инстру- мент контроля. В той же парадигме, усиления зависимости науки от государства, шел про- цесс адаптации института науки к новым вертикальным отношениям его и гос- ударства. В 1918 году вышла целая серия декретов об упразднении учебных округов. Например, декрет «Об упразднении Виленского учебного округа». Со- гласно данному акту, округ подлежал упразднению, а все его делопроизводство передавалось рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [5, с. 247]. Из это- го следует, что часть работы, которую в российской империи должен был вы- полнять университет, теперь выполнял государственный орган. Таким образом, началось сращивание науки и государства. Именно это, насколько можно су-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=