Тульская историческая весна - 2023

168 института и вне его также представляют существенный интерес при исследо- вании такого рода. Однако, следует сделать важную оговорку. В настоящее время вопрос о том, насколько хорошо соблюдались новые законы советской власти остается дискус- сионным, однако в рамках настоящего исследования данная проблема не кажется существенной. В рамках исследования представлена попытка показать процесс эволюции «идеального института» (представления о нем у законодателя). Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что существовало несколько направлений институционализации науки, которые детерминируют особенности советской науки как таковой. Первое направление, которое можно считать определяющим, – уничто- жение прежних социальных практик и выстраивание нового социального инс- титута «с нуля». Среди законодательных актов, которые ярко демонстрируют данное направление развития науки особенно выделяется Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Декрет Совета Народных Ко- миссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (дата обращения: 23.03.2023). В тексте данного акта не говорилось ничего напрямую о науке, тем не менее, учитывая прошлый ход развития науки, данный декрет оказал на отношения в научной среде существенное влияние. Например, п.9 настоящего декрета раз- рывал связь между церковью и школой, а следовательно, и с университетами, где более не было возможности преподавать закон божий и иные религиозные дисциплины. Также из закона вытекал напрямую разрыв между данными со- циальными институтами. Горизонтальные связи, образованные между РПЦ и школами, университетами и так далее оказались разорваны силой государства. Еще важным пунктом является п. 4 указанного закона. Отмена религиоз- ных церемоний нанесла действительно серьезный удар по связи церкви и шко- лы и, по касательной, церкви и науки. В силу того, что ритуал, как социальное действие, способствует сплоченности коллектива, подтверждает привержен- ность их определенным правилам и нормам отмена его может способствовать отмене и социальной нормы [1]. Таким образом, данный акт, даже не касаясь напрямую науки, внес су- щественные изменения в процесс институционализации. Но в нем можно найти некоторые изменения в социальных практиках. Главным образом потому, что новое поколение деятелей науки стало менее зависимо от церкви благодаря от- делению образования от школы с одной стороны, а с другой – разрыву науки и церкви на институциональном уровне. Другим актом, действовавшим в том же направлении, является Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [5, с. 26]. Известно, что опреде- ленная часть профессорско-преподавательского состава университетов и учи- лищ принадлежала к высшим сословиям: дворянам и духовенству [3]. Можно говорить о том, что данный декрет резко понизил их социальный статус. Следст-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=