Тульская историческая весна - 2023

162 Рассматривая термин «активизм» исследователи в каждой научной от- расли дают ему различные определения. Безусловно, каждая наука, используя собственные методы, пытается объяснить и описать его по-своему, что дает возможность говорить об использовании междисциплинарного подхода при его изучении. Первые попытки анализа молодежного активизма были предприняты спе- циалистами в области психологии. Достоинством данного метода является то, что он позволяет сконцентрировать внимание на отдельной личности и через отдельную личность проанализировать суть активизма. В своей статье Е. А. Бе- лан систематизирует основные подходы к исследованию активности личности в отечественной психологии и делает вывод, что категория активности в соче- тании с категорией целенаправленной деятельности выступает как базовая ро- довая характеристика личности как субъекта жизнедеятельности [1]. Социологи, используя свои методы, анализируют проведение группы людей, трактуя молодежный аткивизм как результат взаимодействия индивидов в специфических условиях социальной напряженности. Для объяснения социаль- ной активности молодежи социологи рассматривают ее в первую очередь как по- пытку преодоления дискриминации, отстаивании своих прав, защите своих взгля- дов и наблюдают за проявлением молодежных инициатив. В социологическом ис- следовании особое внимание уделяется изучению студенческой молодежи в каче- стве большой социально-профессиональной группы с общностью интересов, групповым самосознанием и появлением специфической субкультуры [8, с. 71]. Социологи, изучающие молодежь, А. И. Ковалева и В. А. Луков обосновы- вают социальную активность молодежи социальными потребностями и личны- ми интересами [3]. Политологи рассматривают студенческий активизм в рамках более широ- кого явления – гражданского активизма. Так гражданская активность трактует- ся как деятельность различных общественных сил, которая обусловлена соци- альными, политическими, экономическими интересами и идеологическими ценностями [4]. Пырма Р. В. в своей статье «Содержание современного граж- данского активизма» говорит о том, что гражданский активизм не ограничива- ется исключительно политическим участием, а имеет также и неполитические составляющие. Он отмечает, что политический и неполитический компонент разграничить не так и просто, однако каждый из них характеризуется своими чертами в мотивах действий участников и действиях групп [6, 142]. Социологи трактуют социальную активность молодежи как способ реали- зовать потребность участия в жизни общества и личностного роста человека. С. А. Потаповой, социальная активность понимается как «социально-психоло- гическая, ценностная, профессиональная установка субъекта, реализуемая в его деятельности» [5, 34]. В свою очередь, Д. Джерри определяет социальную ак- тивность молодежи «как меру социальной преобразующей деятельности моло- дежи, основанную на осознании внутренней необходимости действий, цели ко- торых определяются общественными потребностями» [2, 67].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=